Почему при царской власти призывы к трезвости были вне закона
Загрузка…
Материалы по теме
Роспотребнадзор: импортные вина по качеству хуже российских
Таблетка от алкоголизма прошла испытания и появится в продаже
Конец карьеры: Марата Башарова увольняют из шоу «Битва экстрасенсов» из-за жены?
11 сентября 1913 года в России впервые отметили День трезвости, инициатором которого выступила православная церковь.
С 1914 года этот день было решено сделать ежегодным. Если в советские годы общества трезвости насаждались сверху, то до революции за их создание власти грозили тюрьмой.
ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА
Из исторических хроник известно, что еще святой Иоанн Златоуст утверждал: «Многие составляют товарищества для гулянья и винопития. Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству».
Аналогичного мнения в «Слове о пьянстве» придерживался Феодосий Печерский: «Пьянством ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом».
Известны случаи, когда в монастырях полностью запрещалось употребление алкоголя, а служители церкви решительно выступали за полное искоренение пагубной привычки в русском народе. Патриарх Никон в XVII веке даже организовал специальный «собор о кабаках», призвав к беспощадной борьбе с пьянством в России.
ТРЕЗВАЯ ДЕРЕВНЯ
Первое в стране общество трезвости появилось в 1891 году благодаря священнику П.И. Полякову. В период с 1914 по 1917 год стараниями священнослужителя даже выходила газета «Трезвость».
Сложно себе представить, но в 1911 году в Российской империи работало 1767 организаций, боровшихся за трезвый образ жизни. Мало того, в отдельных губерниях периодически возникали народные бунты против владельцев винокуренных заводов и продавцов алкоголя.
Наиболее нетерпимыми к употреблению вина и водки, по данным властей, являлись Саратовская, Тульская, Курская, Рязанская, Екатеринославская, Виленская и Ковенская губернии.
В каждой из них вели свою агитационную работу общества трезвости, ставившие вопрос ребром. По их инициативе крестьяне собирались на деревенские сходы, где торжественно клялись не употреблять хлебного вина, о чем давали клятву с крестным целованием. Для глубоко верующих людей данный зарок был намного сильнее любого современного кодирования.
НАКАЗУЕМАЯ АГИТАЦИЯ
Развернувшаяся с подачи церкви с середины XIX века борьба за трезвый образ жизни была широко поддержана народом и быстро принесла свои плоды.
Если в 1865 году потребление спирта на душу населения составляло 4,55 литра, то спустя 10 лет этот показатель снизился до 4,18 литра, а к 1893 году и вовсе достиг 2,46 литра.
Благодаря методам борьбы с пьянством крестьянских и церковных обществ трезвости к концу XIX века Россия считалась одной из самых малопьющих стран Европы. Казалось бы, власти должны были радоваться подобному положению дел. Но нет! Руководство страны тех лет было сильно озадачено снижением потребления алкоголя, поскольку налоги с его производства, продажи и работы питейных заведений составляли ощутимую часть бюджета страны.
В частности, министр финансов А.М. Княжевич в 1858 году негодующе распорядился: «…Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». Далее неугомонный министр обратился к обер-прокурору Святейшего синода: «Совершенное запрещение горячего вина посредством сильнодействующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание».
Угрозы не были пустыми. Во второй половине XIX века за призывы к отказу от употребления алкоголя были отправлены в тюрьму и ссылку более 11 тысяч человек. Однако борьбу с пьянством было уже не остановить.
В Санкт-Петербурге зимой 1909 года был проведен Первый Всероссийский съезд по борьбе с алкоголизмом. Его результатом стало решение учредить общества трезвости при каждом церковном приходе по всей стране. В те дни газеты отмечали: «Россия осознала, что именно трезвости она будет обязана и своей победой, и экономическим и духовным возрождением».
Большевики после революции продолжили традицию трезвости, доведя к 1925 году среднедушевое потребление алкоголя до рекордных 0,88 литра. Для сравнения: в прошлом, 2018 году аналогичный показатель составил 11,7 литра спирта на человека. Получается, в современной России пьют в три раза больше, чем в царской России, и в 12 раз больше, чем в первое десятилетие советской власти!
Источник: