Роковые тайны «Незнакомки»
Люди старшего поколения помнят, как во времена СССР было очень модно вывесить дома репродукцию знаменитого портрета Ивана Крамского «Неизвестная».
В чем же таится такая притягательность этого произведения искусства, что о нем много говорят и пишут даже сегодня? Ответ нашел «Мир новостей».
Загадочное лицо красавицы и сегодня помнит по походам в Третьяковку каждый из нас. Но почти никто не знает историю трагической любви грузинской аристократки и императора России Александра Первого. Именно она, не афишируемая, конечно, во времена советской власти, и сделала этот портрет таким популярным и одновременно таинственным.
«РУССКАЯ ДЖАКОНДА»
Общеизвестно, что женщина, изображенная на великой картине XVI века «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, была богатой жительницей Флоренции. Однако с исторической точностью ее личность до сих пор не установлена, и идут споры.
Точно такая же судьба постигла и картину Ивана Крамского. С конца XIX века специалисты спорят о личности дамы, изображенной на этом портрете. По большому счету «Неизвестная» до последних пор считалась главной загадкой художника. То ли случайно, то ли намеренно, но ни в дневниках, ни устно, ни в письмах Крамской никогда не говорил о героине портрета.
Конечно, ходили разные легенды. Одна романтичнее другой. Например, что курская девушка-крестьянка Матрена Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева, и есть та самая «Неизвестная». Фамилии у Матрены не было, вот она, мол, и стала той самой «неизвестной», случайно где-то пленившей воображение художника…
Кстати, путаница с названиями легко объяснима.
После знаменитого стихотворения Александра Блока «Незнакомка» россияне начали называть популярный портрет таинственной красавицы, дышащей «духами и туманами», не портрет «Неизвестная», а просто «Незнакомка».
Договорились даже до того, что это была умершая в заключении при Екатерине Великой в XVIII веке княжна Тараканова, почему-то вдруг изображенная художником сто с лишним лет спустя.
Но ряд историков сегодня склоняется к версии, что на самом деле на картине изображена уехавшая в Россию грузинская княжна Барбарэ Туркестанишвили. Или Варя Туркестанова, ставшая одно время знаменитой, как любовница императора Всероссийского.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Картина Крамского была написана в 1883 году. Но ведь княжна Туркестанова жила в начале века — откуда художник мог получить ее изображение? Или он просто переписал чей-то малоизвестный портрет?
Загадку мы объясним ниже. А пока посмотрим на картину.
Молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту, на миг застыла и теперь запечатлена в вечности. Она одета по последней моде 1880-х годов: бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
Ясно одно — она прирожденная аристократка. И немудрено, ведь грузинский род Туркестанишвили известен с XVII века как приближенный к грузинским царям. Дед нашей героини Баадур Туркестанишвили был советником Вахтанга VI, выполнял дипломатические и секретные задания. Однажды он привез от Петра Первого приглашение перебраться в Россию. И вот в 1724 году Баадур отправился в Россию вместе с царем Вахтангом VI (его могила ныне в Астрахани) и обосновался там со своей семьей.
И в России грузинские аристократы-переселенцы были также успешны в делах при дворе. А Борис Петрович Туркестанишвили, известный под именем отца Трифона, много сделал для укрепления Русской церкви. Он был митрополитом и сыграл огромную роль в духовной жизни тогдашней страны.
ДАМА НЕПРОСТОЙ СУДЬБЫ
Барбарэ Туркестанишвили родилась в 1775 году, что интересно, в Грузии, в Телави. Ее отцом был генерал российской армии Илья Туркестанишвили, матерью — Мария Еропкина.
В 13 лет девушка потеряла отца, а в 20 лет и мать. Знатную сироту при участии графа Федора Толстого сделали фрейлиной супруги императора Павла Первого — Марии Федоровны.
Соответственно, после смены царствования она стала фрейлиной жены Александра Первого — Елизаветы Алексеевны.
Даму переименовали на отечественный лад в Варю Туркестанову. Сирота-княжна была красивой и образованной. Пребывавшие в Санкт-Петербурге французские и швейцарские дипломаты были от нее особенно, как говорится, без ума. И не они одни…
ЗАПРЕТНАЯ СТРАСТЬ
По сложившейся в Петербурге моде Варя открыла литературный салон, где герои того времени — писатели и поэты — проводили досуг. Но популярность и красота стали для Вари Туркестановой роковыми.
Император Александр Первый по традиции всех самодержцев нередко выбирал любовниц среди фрейлин своей супруги. Судя по всему, бойкая и красивая Варенька поразила его больше иных, и он стал оказывать ей «милостивые знаки внимания».
И прекрасная фрейлина не устояла перед победителем Наполеона. «Если бы этот человек не был государем, я бы мечтала ему понравиться, поскольку увлеклась им до самозабвения, он — один из самых красивых мужчин на Земле» — так писала она подруге.
Царь Александр распалялся любовью к княгине не на шутку, даже послал ей в подарок очень дорогую камею. На камне была изображена сама Варя с трогательной надписью «Моей избраннице».
Но Барбарэ Туркестанишвили не могла в силу характера и восточной скромности быть гордой официальной фавориткой императора, их связь была тайной и запретной. А осенью 1818 года мать императора взяла княжну Варю в Австрию, где той вдруг стало плохо «по женской части».
Местный приглашенный врач заявил, что дама беременна. Это было как гром среди ясного неба, и Барбарэ всеми силами постаралась сохранить в секрете свою беременность. Она писала своей подруге: «Государь просит, чтобы я особо заботилась о своем здоровье, будто это возможно». Конечно же, она не сказала царю, что ждет от него внебрачного ребенка, в то время это был очень деликатный, скандальный момент.
Но от судьбы не уйдешь, и в апреле 1819 года Варя Туркестанова родила девочку, которую нарекли Марией, ласкательно — Мили. Но примерно через месяц после родов Варя скончалась.
Тайна ее смерти толком не объяснена. То ли она не хотела неизбежной огласки романа с царем и рождения от этой связи внебрачной дочери, то ли это был ребенок еще одного ее возлюбленного — князя Владимир Голицына, который был безумно влюблен в Варю и забрал ребенка себе после ее смерти…
Варя приняла яд, оказалась грешницей-самоубийцей, и этот роковой поступок ее можно объяснить лишь тем, что она не смогла больше разрывать свое сердце и тело между двумя любовниками, одним из которых был всемогущий император…
И вот спусти добрых шесть десятков лет художник Иван Крамской где-то увидел дорогую камею с изображением Вари, изготовленную по заказу императора Александра Первого и подаренную им любимой женщине.
Красота незнакомки поразила художника — так Барбарэ Туркестанишвили как бы «позировала» через полвека после смерти для портрета «Неизвестной». И еще говорят, что в написании портрета художнику помогала некая возлюбленная им молодая грузинка. И, возможно, это была внучка Марии — дочери Вари Туркестановой. То есть правнучка героини портрета…
Источник: