Какой компрессор нужен для пескоструйного аппарата: винтовой, поршневый, дизельный или электрический
С ростом уровня технических решений даже в малой мастерской можно организовать рабочее место для пескоструйной обработки разнообразных материалов. Это стало возможным как благодаря появлению на рынке доступных по цене компрессоров, так и доступности разнообразных комплектующих и расходников, таких как сопла, уловители масла и влаги, абразивных порошков.
Однако для достижения высокой производительности труда и результативности нужно правильно подбирать оборудование. Компрессор для пескоструйного аппарата должен иметь определенные характеристики, зависящие от обрабатываемой поверхности. Также есть ряд рекомендаций построения обвязки и других частей общего технического решения комплекта инструментов.
Содержание
- 1 Подбор основных характеристик компрессора2 Правильный выбор шлангов3 Выбор типа компрессора
- 3.1 Поршневые3.2 Винтовые компрессоры3.3 Электрические3.4 Дизельные и бензиновые
4 Стоит ли покупать б/у компрессор5 Как лучше всего эксплуатировать компрессор
- 5.1 Нейтрализация конденсата5.2 Нейтрализация масла5.3 Работа в зимнее время5.4 Уменьшение количества пыли во входном тракте
6 Заключение
Подбор основных характеристик компрессора
Во множестве справочных материалов можно найти данные, что минимальный порог производительности компрессора должен составлять 500 л в минуту при давлении в 5 бар. Однако практически нигде не говорится правды. Выбрать компрессор для пескоструя с такими характеристиками можно даже без необходимой обвязки. Однако при этом:
-
пескоструйный аппарат сможет работать только с ограниченными типами поверхностей и покрытий;
не обеспечивается долговременное использование пескоструйной установки — нужны паузы для охлаждения двигателя;
пескоструйный компрессор проявит все свои конструкционные особенности, в частности, роторные модели будут неизбежно подавать воздух рывками.
На основании практического опыта использования и рекомендаций ведущих производителей профессионального оборудования можно вывести честную оценку минимальных требований к нагнетательному комплексу. Компрессор должен обязательно работать с обвязкой в виде ресивера. При правильном выборе его объема возможно достижение требуемой непрерывности работы, даже если используется нагнетатель поршневого типа.
Основные требования, по которым можно подобрать компрессор для пескоструйного аппарата зависят от материалов и характера покрытий, с которыми придется работать:
-
для обработки бетона, камерных поверхностей, стеновой кирпичной кладки минимальный уровень рабочего давления должен составлять 3 бара;
при работах с металлом компрессор должен обеспечивать давление в 6 бар;
для удаления прочных покрытий рекомендуемое давление составляет 9 бар.
Максимум, на который стоит ориентироваться, если хочется выбрать компрессор для пескоструя с высокой универсальностью — давление в 12 бар. В рассматриваемых рекомендациях принимается, что диаметр рабочего сопла составляет 5 мм, а показатель уровня прокачки — 800 л в минуту.
Совет! Сегодня множество производителей предлагает готовые воздушные станции под пескоструйный аппарат, обеспечивающие производительность на уровне от 700 до 1000 л в минуту с давлением до 12 бар. Именно такой комплект рекомендуется приобрести для достижения оптимальных показателей производительности и удобства использования в условиях мастерской. Для промышленных целей рекомендуется выбрать устройство с производительностью в 3000-5000 л/минуту и выходным давлением до 10 бар. Обычно это компрессоры винтового типа.
Правильный выбор шлангов
Большую роль в формировании конечных параметров воздушно-абразивной струи пескоструя играет оснащение аппарата. Это шланги, разнообразные соединительные элементы, сгоны, переходники. Для того чтобы мощность компрессора использовалась оптимально, рекомендуется:
-
не допускать изменение диаметров канала прохода воздуха на протяжении трассы;
минимизировать число переходных элементов;
использовать прочные, не перегибаемые шланги с диаметром, который в 3-4 раза больше рабочего диаметра сопла.
Длина шланга от воздушной станции до пескоструйного пистолета должна быть минимальной. Передвижной компрессор промышленного производства обязательно учитывает такую особенность. Если же речь идет о полукустарной установке, рекомендуется увеличивать протяженность шлангов путем наращивания шланга, идущего от компрессора к блоку смешивания абразивно-воздушной смеси.
Еще больше увеличить производительность, уменьшить простои и получить нужное, стабильное давление для пескоструя можно при помощи выбора типа нагнетателя.
Выбор типа компрессора
Основное требование при подаче сжатого воздуха в камеру смешивания пескоструйного аппарата — равномерность. Поэтому некоторые типы компрессоров однозначно выигрывают сравнение благодаря особенностям конструкции. Другие же при этом более распространены и доступнее по цене. Что именно выбрать — зависит от планируемых объемов и характера производимых работ.
Поршневые
Поршневые компрессоры выглядят идеальным вариантом для пользователей, которым нужно производить малый или средний объем работ. Они хорошо разместятся в гараже, достаточно неприхотливы зимой. Однако данный тип устройств имеет некоторые особенности.
Из-за дискретной работы поршневой группы воздух поступает рывками.
Аппарат, который подойдет для пескоструя, будет масляного типа. В таких устройствах не исключено попадание капель масла в выходной поток воздуха.
Компрессор должен работать с обязательными остановками для охлаждения.
Важно! Поршневая модель без обвязки мало пригодна для пескоструйного автомата. Рывки воздуха могут вызвать нежелательные повреждения поверхности. Поступление масла способно вызвать комкование абразивного материала, засор или выход из строя блока смешивания, неприемлемое качество обработки поверхности.
Однако поршневой компрессор лучше купить в составе готовой воздушной станции. В этом случае устройство будет оснащено необходимой обвязкой, куда входит:
-
ресивер в роли демпфирующего рывки накопителя, убирающего броски подачи и позволяющего двигателю останавливаться для охлаждения;
уловителя масла, устанавливаемого на выходе компрессора;
редуктора, стабилизирующего выходное давление;
уловителя конденсата (влаги), устанавливаемого на выходе станции или входящего в состав редуктора давления.
Оснащенная должным образом станция отлично подойдет для малых мастерских. При правильном выборе параметров, она обеспечит нужное давление для пескоструя и объем прокачки, при этом не перегреваясь до останова длительное время.
Винтовые компрессоры
Главная особенность винтового компрессора, ценная для аппаратов пескоструйной обработки — полное отсутствие бросков воздуха на выходе. Устройства данного класса:
-
практически не вибрируют при работе;
точно регулируются на заводе и не требуют вмешательства, сложного периодического обслуживания;
характеризуются очень стабильной работой.
Однако винтовые компрессоры — не частый обитатель малых мастерских. Причина проста: устройства дороги, зачастую ориентированы на стационарную установку. Винтовой компрессор формирует значительное давление и характеризуется огромной производительностью воздуха. Оборудование такого типа рационально использовать в паре с ресивером (или несколькими) для питания нескольких установок пескоструйной обработки.
Электрические
Электрические компрессоры — самый распространенный класс оборудования. Среди предлагаемых на рынке моделей можно выбрать изделие нужной мощности и производительности. Однако если вести речь о масштабном использовании таких устройств, становится понятно, что при некоторых граничных требованиях к объемам и параметрам подаваемого сжатого воздуха использование таких компрессоров экономически неэффективно. Поэтому места, где применяется воздушный электрический компрессор, ограничены мелкими, средними мастерскими, частными гаражами.
Важно! Оборудование данного класса имеет еще один недостаток: для работы ему требуется мощный источник энергии. Поэтому электрический компрессор применяется, так сказать, в пределах цивилизации, там, где есть централизованные сети поставки энергии.
Дизельные и бензиновые
Дизельные и бензиновые компрессоры предлагают огромные преимущества во множестве случаев. К примеру:
-
работают без сети питания;
могут действовать в мороз (дизельные — при условии оснащения специальной пусковой системой, так называемый зимний пакет);
в отдельных случаях — экономичнее электрических.
Но главное, чем ценны дизельный или бензиновый компрессор — их энергозаряженность значительно выше электрических устройств. При тех же массовых показателях оборудование на двигателе внутреннего сгорания будет гораздо более мощным и производительным. Поэтому зачастую крупные мастерские или производственные цеха используют именно дизельные или бензиновые компрессоры.
Важно! Как еще одну немаловажную черту оборудования с двигателем внутреннего сгорания можно отметить лучшую механику охлаждения и возможность непрерывной работы на протяжении нескольких смен или круглосуточно. Поэтому компрессоры на дизеле и бензине достаточно популярны, предлагаются в огромном ассортименте моделей, винтового и поршневого типа.
Стоит ли покупать б/у компрессор
Вторичный рынок оборудования весьма привлекателен низкими ценами, цветет уверениями продавцов в стиле «включался один раз для проверки», радует разнообразием компрессоров для пескоструя. Однако рассматривая б/у оборудование, стоит не поддаваться внешнему впечатлению. Множество изделий вторичного рынка проходят косметику, предпродажную подготовку. Выглядят они отлично, однако на характере работы это никак не сказывается. Если же сложная финансовая ситуация заставляет обращать внимание на б/у компрессоры, стоит помнить некоторые факты.
Со временем параметрика компрессора неизбежно падает. Поэтому если нужно купить оборудование с высокими показателями, его лучше проверять тщательно, используя расходометры и другое измерительные устройства.
Дизельные компрессоры отличаются наибольшим износом. Поршневая группа двигателя из-за постоянно высокого давления в камерах разрушается. Двигатель потребляет больше топлива при меньшей отдаваемой мощности, испытывает сложности запуска с падением температуры воздуха. Б/у оборудование это типа потребует высоких расходов на обслуживание, постоянную чистку, ремонты.
Винтовой компрессор на вторичном рынке — настоящая темная лошадка. Оборудование может не соответствовать заявленным характеристикам. Кроме этого — изношенные подшипники или роторные блоки потребуют дорогостоящего ремонта или замены, с привлечением специалистов или фирменного сервиса. Еще хуже, если останов компрессора вызовет останов работ и срыв сроков выполнения заказов.
Оборудование с нераспространенными типами узлов, смазок — не лучший выбор. Особенно это касается изделий китайской промышленности и никому не известных брендов. При выходе из строя починить такой компрессор может быть очень сложно или невозможно в связи с недоступностью запасных частей.
Производители компрессоров для пескоструйной обработки (если речь идет о серьезных компаниях) всегда заявляют для своего оборудования длительность нормальной эксплуатации. Обычно этот срок составляет 7-10 лет. По этому параметру (ориентируясь на дату продажи или выпуска) можно выбирать компрессор на вторичном рынке.
Совет! Ориентироваться только на номинальный срок службы при оценке рациональности покупки нельзя. Компрессор мог работать в критичных режимах, перегреваться, использовать топливо плохого качества, действовать с нежелательными параметрами питания. Поэтому каждое устройство нужно проверять максимально тщательно, обращая внимание на износ движущихся деталей, параметрику воздушного потока, состояние обмоток и другие ключевые детали.
Как лучше всего эксплуатировать компрессор
При работе с пескоструйным аппаратом нужно не только достигать высокой производительности труда и требуемой чистоты обработки поверхности. Перед оператором всегда встает следующий список задач.
Достигать как можно большего количества циклов рекуперации для абразивного материала.
Не допускать нежелательных воздействий на обрабатываемую основу.
Работать при любой погоде.
Снижать попадание пыли во входной тракт.
Решить перечисленные задачи позволят промышленно выпускаемые узлы, часть из которых должна обязательно входить в обвязку воздушной станции.
Нейтрализация конденсата
Конденсат всегда возникает на границе преобразования давления. При заборе воздуха и его сжатии в нагнетателе обязательно образуется конденсат, который попадает в выходной тракт. Поступление воздушных капель:
-
вызывает комкование абразивного песка, что снижает качество обработки, способно нарушать работу узла смешивания;
вызывает коррозию некоторых абразивных материалов, в частности — стальной дроби, что снижает число циклов рекуперации и экономическую эффективность.
Нейтрализовать конденсат можно при помощи охладителя сжатого газа, после которого устанавливается циклонный сепаратор-влагоуловитель. Данный комплект оборудования устанавливается на выходе нагнетателя (рекомендуется) или ресивера.
Нейтрализация масла
Присутствие масла в выходном потоке воздуха — обычная черта поршневых устройств. Механика действия таких примесей на абразивную смесь аналогична воздействию конденсата. За исключением того, что масло не вызывает коррозии. Однако оно может быть крайне нежелательным при обработке поверхности.
Попадая на основу, масло способно вызывать самые различные неприятные последствия: от нарушения химического состава, уменьшения адгезии, до разрушения или изменения цвета. Для нейтрализации такой примеси в выходном потоке воздуха нужен специальный уловитель. Данный узел должен устанавливаться непосредственно на выходе компрессора.
Работа в зимнее время
Падение температуры ниже 0% опасно для электрических устройств. Дальнейшее снижение показателей может вызвать проблемы запуска двигателей внутреннего сгорания. Особенно сложно в мороз заводится дизель. Поэтому, если планируется работать зимой на открытом воздухе, стоит обязательно принимать меры для обеспечения надлежащих условий эксплуатации компрессора.
Электрические устройства заключаются в корпус с подогревом. Такую систему можно сделать самостоятельно, используя термодатчики и специальный нагревательный кабель.
Совет! Для компрессоров с двигателем внутреннего сгорания рекомендуется не создавать малоэффективных и зачастую опасных самоделок. Компрессоры такого класса необходимо покупать с комплектными зимними пакетами.
Уменьшение количества пыли во входном тракте
Проще всего ликвидировать опасность попадания в компрессор пыли. Для этого применяются схемы.
К компрессорной станции, где нагнетатель и ресивер объединены в единую конструкцию, присоединяют подводной шланг, конец которого выводится далеко за пределы рабочей зоны.
В системах, где компрессор и ресивер разделены, допускается удлинить трассу, идущую от нагнетателя. Последний помещается вдали от рабочей зоны. Удлинять шланг от ресивера к пескоструйному пистолету не рекомендуется.
В отдельных случаях для очистки входного воздуха от пыли можно применить автомобильный или специальный промышленный фильтр. Такое оснащение потребует периодической чистки узла или замены рабочего элемента. Однако в случаях, когда нет возможности очистить входной воздух другим способом, идти на подобные расходы достаточно рационально.
Заключение
Правильно выбранный компрессор — залог качественной обработки поверхности с хорошей производительностью труда. Однако без надлежащей обвязки, средств очистки воздуха от влаги, масла, достичь требуемой непрерывности и удобства просто не получится. Поэтому к вопросу выбора оборудования нужно подходить с полным вниманием, не стараясь экономить на ключевых элементах или при помощи покупки б/у агрегатов.
Источник: