Любовь к сладостям в детстве приводит к алкоголизму во взрослой жизни
Усиленное потребление сладкого в детстве способствует развитию пристрастия к алкоголю в молодости.
К такому выводу пришла интернациональная команда европейских ученых, участвовавших в долгосрочном проекте с говорящим названием IDEFICS.
СВЯЗЬ ЕСТЬ
Он был разработан для того, чтобы установить, есть ли реально прямая взаимосвязь между вкусовыми пристрастиями в детстве и злоупотреблением алкоголя в будущем.
В восьми странах Европы ученые сформировали группы наблюдения, которые включали 16 тыс. человек, участникам исследования было от 7 до 17 лет. У них изучали пищевые привычки, опрашивали их родителей, наблюдали за ними.
Результаты исследования подтвердили гипотезу ученых: связь между сладкой жизнью в детстве и алкоголизмом потом есть. Дети, которые употребляли много сладкой и жирной еды, в будущем были более склонны регулярно употреблять алкоголь, чем участники из контрольной группы, не злоупотреблявшие сладким и жирным.
Свою гипотезу они построили на более ранних исследованиях животных. В этих экспериментах было продемонстрировано, что пристрастие животных к жирной пище взаимосвязано с их тягой к алкоголю.
Но это не первые серьезные исследования, свидетельствующие о взаимосвязи между любовью к сладостям в детстве и развитием алкоголизма во взрослом возрасте. Более того, ранее было показано, что это еще повышает и риск развития наркомании.
Развитие событий по таким сценариям грозит тем, у кого отягощена наследственность — были алкоголики среди близких родственников. А максимальный риск — у детей, чьи родители страдают алкоголизмом.
Другой настораживающий фактор — психологические особенности человека. Ученые выделяют два типа характеров с повышенным риском развития зависимостей. Первый — люди, склонные к депрессии. Второй — почти противоположный характер. Такие люди обожают все новое, они постоянно в поиске новых интересных ощущений. Без этого жизнь им кажется скучной. Поэтому родителям, наблюдающим у своих чад такие особенности поведения, особенно не стоит баловать их сладеньким.
ХИМИЯ СЧАСТЬЯ
Сладкий вкус здесь совсем не случаен. Дело в том, что он запускает в мозге выработку «гормона счастья» — дофамина. Таким же эффектом обладают алкогольные напитки и наркотики. И, похоже, связь между сладким и этими веществами двусторонняя.
Любовь к сладкому способствует развитию других зависимостей, и наоборот. Врачами давно замечено, что те, кто завязывает со спиртным, едят много сладкого — конфет, пирожных, пьют газировку, в которой масса сахара.
Вот как ученые видят историю развития алкогольной болезни у любителей сладкого. В детстве родные приучают ребенка к сладкому из самых лучших побуждений (они же хотят, чтобы у него была dolce vita — «сладкая жизнь»). В результате у ребенка формируется стереотип: сладкое запускает чувство удовольствия, связанное с дофамином. А потом, повзрослев, он встретится с более сильным активатором выброса дофамина, в роли которого могут выступить алкоголь или наркотики, возникает соблазн перейти на эти вещества.
Это общая схема, но возможны ее всякие варианты. Например, молодежь часто начинает знакомство с алкоголем с коктейлей, в которых много сахара: сочетание спирта со сладким можно считать идеальным для формирования алкогольной зависимости. Важно еще, что сахар в таких напитках смягчает резкий вкус спирта, который в составе других напитков вызвал бы у подростка неприятие. То есть подобные коктейли — идеальный стартовый напиток для приучения к алкоголю и на пути к алкоголизму (еще недавно эту роль выполняли слабоалкогольные коктейли в алюминиевых банках, теперь запрещенные). После них будет легче переходить на настоящий алкоголь — крепкие и крепленые напитки.
СПРАВКА «МН»
Что делать родителям, чтобы у ребенка не развивалась зависимость по описанному выше сладкоалкогольному сценарию? Лучше привить ему вкусы, которые будут конкурировать со сладким. Возможно, вам помогут в этом следующие советы.
Есть традиция вознаграждать ребенка сладостями: сделал что-то хорошо — вот тебе конфетка, шоколадка, пирожное.
Никогда так не поступайте, вознаграждайте ребенка фруктами, ягодами или просто какими-нибудь маленькими игрушками. Когда что-то сладкое используется для вознаграждения, ребенок воспринимает его с еще большей радостью.
Происходит «перекрест» дофаминового удовольствия: одно связано с радостью и гордостью за что-то хорошо сделанное, а другое — радостью от сладкого. В результате у него формируется порочная связь: радость — гордость — сладость.
Постарайтесь, чтобы у вас дома не было никаких сладостей:
а) вместо них пусть постоянно будут привлекательные фрукты и ягоды (допустимы и натуральные сухофрукты без добавок сахара), держите их открыто, в вазе на столе, чтобы ребенок всегда имел к ним доступ, это очень полезная привычка;
б) если вы дома откажетесь от сахара — это пойдет на пользу всем. Вопреки широко распространенному заблуждению, это абсолютно необязательный продукт для нас. Вы получите все сахара и углеводы из других продуктов.
Если без сладостей совсем никак, покупайте их редко и совсем помалу, чтобы съесть за один раз и не хранить дома. Старайтесь выбирать при этом не самые большие и не самые сладкие продукты.
Никогда не добавляйте сахар и варенье в каши, творог, йогурты, прочие кисломолочные продукты и т. д. Используйте для этого ягоды, фрукты, корицу, зелень, горький шоколад, которые усилят и разнообразят вкус.
Сахар и напитки — особая тема:
а) лучше всего приучить ребенка утолять жажду обычной водой — это самая полезная привычка. Избегайте соков, газировки, морсов и компотов, в них очень много сахара;
б) чай и даже кофе лучше пить без сахара. Но не все могут. Надо стараться обходиться одним кусочком сахара на стакан. Не скупитесь на хороший чай со вкусом — его без труда можно пить и без сахара.
Еда в семье не должна быть перекусом, старайтесь в приеме пищи подражать французам:
а) лучше питаться дома и всей семьей вместе, нельзя есть перекусами и в одиночку. К такому общему столу начинайте приобщать ребенка как можно раньше;
б) за столом обсуждайте, что едите, говорите о вкусах блюд (подчеркивайте, что вкусов множество), об их достоинствах и недостатках, о том, как они приготовлены и из чего, обязательно включайте в это обсуждение ребенка. Это будет развивать у него вкус к еде и способствовать правильному выбору пищи;
в) привлекайте ребенка к приготовлению еды как можно раньше. Обсуждайте с ним процесс, говорите о роли каждого ингредиента в рецепте.
Источник: