Актер-рекордсмен. В Москве прощаются с Арменом Джигарханяном
Кадр из телесериала «Пространство встречи поменять недозволено» (1979)
За свою долгую творческую жизнь Армен Джигарханян сыграл в наиболее чем 300 фильмах и телевизионных проектах и наиболее чем в 50 театральных спектаклях, оставаясь нужным артистом с ранешнего до уже преклонного возраста. Его глас звучит за кадром огромного количества анимированных картин, а посреди сделанных им образов есть и великодушные военные, и харизматичные бандиты, и очаровательные плуты всех мастей. Актера похоронят 17 ноября на Ваганьковском кладбище.
Родившийся в Ереване, выросший с мамой, которая была конкретной театралкой, Джигарханян увлекся кино, театром и актерским ремеслом еще в школьные годы – сходу опосля выпуска отправился в Москву поступать в ГИТИС, но 1-ая попытка оказалось неудачной. Пришлось возвратиться домой, где в 1954 году будущему актеру все-же улыбнулась фортуна, он стал студентом Ереванского художественно-театрального института. Играться в местном драматическом театре Джигарханяна пригласили на втором курсе, в данной нам труппе он прослужил еще 10 лет.
В кино Армен Джигарханян дебютировал в 1959 году, сыграв в картине Григория Саркисова «Обвал». Опосля этого ролей у актера постоянно было по нескольку в год. Первым огромным фуррором можно считать работу в участвовавшем в Каннском фестивале кинофильме Артема Манвеляна «Здравствуй, это я!» — в 1965 году Джигарханян сыграл физика, потерявшего на войне возлюбленную и посвятившего себя науке, невзирая на то что горечь утраты не слабеет. Его партнерами в данной нам картине стали Ролан Быков, Наталья Фатеева и Маргарита Терехова.
Подобные тонкие драматические роли будут встречаться в фильмографии Армена Джигарханяна и далее, показывая широту его актерского спектра, но зрителям он запомнился куда больше эпизодическими, но соответствующими, часто эксцентричными видами – и наружность, и манера речи, непременно, диктовали определенные амплуа. В истерне «Новейшие приключения неуловимых» он играет яркого штабс-капитана, в шапке и с сигарой, в «Здрасти, я ваша тетя» — любвеобильного арбитру с длиннющими усами, сальным взором и ухмылкой от уха до уха, в «Собаке на сене» — саркастичного слугу графини, беспрестанно подшучивающего над влюбленным в нее героем Боярского. Ну и, естественно, головного бандита русского кино – Горбатого из мини-сериала Станислава Говорухина «Пространство встречи поменять недозволено», грозного, осиплого, с внутренним надрывом и витиеватой воровской речью. Народный персонаж в выполнении сейчас уже вне сомнения народного артиста.
Посреди остальных экранных негодяев, благодаря игре Джигарханяна вызывающих симпатию и в чем либо даже обыгрывающих (уж буквально запоминающихся больше) положительных героев, — киллер Ришар из «Тегерана-43», маленький мафиози Кац из «На Дерибасовской не плохая погода, либо На Брайтон-бич снова идут дождики», и даже мультипликационные волк из «Жил-был пес» и пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ».
Невзирая на постоянную занятость в кино, Джигарханян продолжал играться в театре. В Москве, в 1967 году, его пригласил в труппу «Ленкома» Анатолий Эфрос, а в 1969-м он перебежал в Театр им. Маяковского, где служил до 1996 года, появляясь в таковых спектаклях, как «Трамвай “Желание”», «Кошка на раскаленной крыше», «Бег», «Разгром». В том же 96-м, опосля ухода из Театра им. Маковского, Джигарханян совместно со своими учениками основал собственный – Столичный драматический театр под управлением Армена Джигарханяна, в каком занимал должности и худрука, и директора, и, само собой, 1-го из ведущих актеров.
Источник: