Александр Буренков: «Самоизоляция – не помеха для творчества»
Александр Буренков:
«Проект «20:20. Время тормознуло» —
это выставка-скриншот о волшебном мышлении,
конспирологических теориях, мемах,
эскапизме и домашнем насилии –
всем том, на что реагирует
юное русское искусство».
©️ Creative Cultural Agency
Самой большой на данный момент в Москве ярмарке современного искусства Cosmoscow в этом году исполнилось 10 лет, а вот одноименный некоммерческий фонд поддержки современного искусства был сотворен всего три года вспять. О реакции на пандемию – выставкой «20:20. Время тормознуло», платформой онлайн-образования «Поближе» – и о новейших тенденциях в искусстве коронавирусного времени куратор фонда Cosmoscow Александр Буренков поведал корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.
– Александр, фонд Cosmoscow известен, а именно, тем, что Третьяковке дарил работы Андрея Кузькина, ГМИИ – Таус Махачевой, Столичному музею современного искусства – Ильи Долгова. Понятно, что во время пандемии тяжело гласить о широких жестах, и все-же передаст ли фонд какому-то музею работы Павла Отдельнова, признанного Cosmoscow художником года?
– Программка «Живописец года», в рамках которой в этом году был поддержан проект Павла Отдельнова «А геолокацию можно?», никак не связана с программкой пополнения музейных коллекций фондом. В этом году фонд принял решение поддержать Музей современного искусства «Гараж», который был объявлен «Музеем года», и заполучил для его коллекции три принципиальных собрания: архив петербургской галереи Navicula Artis, рукописный альбом-каталог Евгения и Льва Кропивницких и архив Андрея Александровича Чиркова (Ремизова), который содержит письма Андрея Синявского.
– Своя коллекция у фонда есть либо будет?
– Ни коллекции, ни площадки у фонда сейчас нет, и таковой задачки не стоит в ближайших планах. Отсутствие своей площадки и коллекции – специфичность почти всех фондов современного искусства, существует огромное количество остальных способностей для поддержки и развития проф среды.
– Невзирая на кризис, в этом году вы запустили онлайн-платформу «Поближе» как один из вариантов ухода культуры в онлайн-пространство и соответственно врубились в споры о отношении к цифровизации культуры…
– Хоть какой кризис либо ситуация неопределенности – возможность для хоть какой институции тормознуть и задуматься о избранной стратегии развития и тех способах, которыми она претворяется в жизнь. Запуская платформу «Поближе», мы, очевидно, попали в момент глобального обсуждения способностей онлайн-образования в области искусства, которое провоцировало много споров и даже протестов в академической и институтской среде. Фонд лицезрел собственной миссией резвый ответ на меняющийся контекст и поддержку живописцев, оставшихся без структурной денежной поддержки со стороны страны. Схожая ситуация как как будто просит от фондов и некоммерческих институций выйти на авансцену и стать отрядом оперативного реагирования, готовым придти на помощь для поддержки локальной среды. Вступая в диалог о онлайн-образовании в сфере искусства, мы решили отдать голоса конкретно художникам и направить внимание общественности на то, какие экспериментальные форматы образовательных курсов онлайн могли бы быть предложены самими живописцами, большинству из которых весьма близки в собственных практиках способы экспериментальной, критичной либо феминистской педагогики, трудности образовательного переворота в искусстве крайних 20 лет. По результатам открытого конкурса были отобраны 15 создателей, создавших за крайние полгода экспериментальные воркшопы, онлайн-стриминги симпозиумов и конференций, серии подкастов на различные темы, почти все из которых не изучены в русском контексте.
Павел Отдельнов, «А геолокацию можно? Избери сам»,
2020 Щит проекта «Художника года»
на ярмарке Cosmoscow-2020. ©️ Cosmoscow
К примеру, выпускник Школы Родченко медиахудожник Вася Сумин, изучающий обычно акустические среды, заслуги передовой астрофизики и новые подходы к поэтической трактовке научных открытий, сделал для платформы проект о soundhealing, исцелении звуком, весьма модном на данный момент в саунд-арте и в целом sound studies направлении, которое в русском контексте маргинализировано и воспринимается до этого всего как близкая к парамедицине эзотерическая область исцеления тибетскими чашами. Но это наиболее обширное и очень принципиальное для реального момента явления: ВОЗ именует шумовое загрязнение среды одним из более небезопасных рисков для здоровья, связанных с окружающей средой, повышающим риск сердечно-сосудистых, психологических болезней и заболеваний, связанных со стрессом. Но есть и остальные, оказывающие положительное действие звуки, которые интенсивно исследуются не только лишь учеными, ставящими опыты в «звуковых ваннах», да и живописцами, которые в диалоге с наукой тестируют терапевтический потенциал звуковых медитаций, в том числе на таковых почетаемых фестивалях, как CTM.
Иной курс – куратора и художника Сергея Морозова – посвящен истории голоса в искусстве, в перформативных и междисциплинарных практиках, в опере и расширенных певческих техниках. Курс прослеживает неповторимую вариативность, которую глас показывает, становясь материалом у таковых различных живописцев, как Младен Долар либо Лоуренс Абу Хамдан, либо подвергаясь интерпретациям в трудах современных философов и наследстве художественной критичной мысли прошедшего века. Думаю, тот полигон тестов, который мы сделали на платформе «Поближе», может оказаться полезным не только лишь рядовым зрителям, да и культурным институциям, которые посмотрят свежайшим взором на свои образовательные программки и постараются отыскать для их новейший формат, который будет увлекателен и в онлайне.
Владимир Карташов, создатель онлайн-курса
«Ретрансформация: создание пост-виртуальных объектов»
для образовательной платформы «Поближе».
Фото предоставлено художником
– На пандемию вы как куратор фонда откликнулись камерной выставкой «20:20. Время тормознуло», которую сделали в Столичном музее современного искусства в рамках параллельной программки VII Биеннале юного искусства. У нее есть интернет-версия, а на конец этого либо начало последующего года запланирован благотворительный вечер, и часть средств, как я сообразила, пойдет на гонорар художникам?
– Вправду, эта разреженная и весьма маленькая по размерам экспозиция, которая заботливо относится к гостям, вялым от зрительного и информационного перепотребления, по моей задумке, является не всеполноценным исследованием воздействия пандемии на общество и художественный процесс (такие проекты нас еще ожидают впереди), а первым скетчем, групповым выражением, с одной стороны, о ощущении полного замедления, подвешенности, неопределенности, с иной – о динамике прошедшего года, обострившего все противоречия соц отношений, попыткой приостановить само время, неизбежно движущееся к очередной волне пандемии и новеньким соц и экономическим потрясениям, и оценить всю его парадоксальность и противоречивость. Это выставка-скриншот о волшебном мышлении, конспирологических теориях, мемах, эскапизме и домашнем насилии – обо всем том, на что реагирует юное русское искусство (все работы были изготовлены для выставки специально юными создателями до 35 лет, всех их можно соединить в одно поколение, разделяющее единые ценности и взоры). Организация выставки была связана со всеми ограничениями и ситуацией неопределенности, в какой мы жили в этом году, потому сама экспозиция является продуктом данной ситуации. Впереди нас ожидает большущее количество проектов о коронавирусе и последствиях пандемии, потому было принципиально избежать ожидаемых штампов и поглядеть наиболее внимательно на изменение не только лишь в привычках, да и в мышлении, как они преломляются в художественных практиках. Снимок экрана – принципиальный способ и материал для Игоря Самолета, художника, чей проект в виде тканой контент-скульптуры «20:20» лег в базу наименования выставки и который иронически комментировал показавшуюся привычку созодать снимки экрана экрана айфона в моменты возникновения двойных чисел на часах.
Игорь Самолет, «20:20», 2020
Выставка «20:20. Время тормознуло»
в Образовательном центре Столичного музея
современного искусства. ©️ Buro
– Возникло ли что-то принципно новое в мировом искусстве в связи с пандемией?
– Еще в весеннюю пору, сходу опосля введения локдауна в Китае и Италии, местные институции стремительно отреагировали новенькими онлайн-проектами, почти все из которых были весьма умело спроектированы и не только лишь предоставляли доступ к материалам онлайн, да и ставили целью поменять зрительский опыт. К примеру, личный пекинский музей M WOODS сделал онлайн «Гипотетичную выставку для закрытого музея» в 3D-рендерах музейных пространств. Почти все остальные проекты изучили способности возрождения нет-арта и утраченного в конце 90-х творческого потенциала Сети, его анархистских тестов. В ряде музеев по всему миру – от столичной галереи «Триумф» до пекинского Центра Улленсов UCCA – прошли выставки, реагирующие на ситуацию чрезвычайного положения и катастрофы, потенциала искусства в новейших обстоятельствах и посвященные стратегиям противоборства апатии в критериях пандемии COVID-19, воздействию, которое коронавирус оказал уже на биополитику, миграцию, информационный ландшафт. Очередное принципиальное изменение происходит прямо на данный момент в нашем отношении к искусству в публичных местах. Самоизоляция – не помеха для творчества, и в весеннюю пору мы лицезрели серию ярчайших проектов, к примеру наиболее чем 50 берлинских живописцев, которые в рамках проекта Die Balkone сделали на собственных балконах в Пренцлауерберге калоритные художественные установки. Но новейшие режимы общественного дистанцирования принуждают нас заного глядеть на дела с иными людьми и городским местом в принципе. Это может сказаться на новейших жанрах паблик-арта и его стратегиях взаимодействия с городом и его жителями.
Источник: