ЕГЭ – уже и не единый, и не экзамен
Почти все университеты требуют, чтоб вся использованная в дипломе литература была лишь за крайние 5 лет. Фото с веб-сайта www.hse.ru
Сравнимо стремительно в Рф сформировалась новенькая система образования. Это уже не реформы, которые потрясали школы и институты в течение всех 30 лет новой русской истории. Это система новейшего типа, в базу которой положены совсем другие принципы. Какие же? Попробуем разобраться.
Формализация. Эта составляющая учебного процесса всегда увеличивалась и достигнула собственного максимума. Либо скоро достигнет. В школах это характеристики успеваемости, которые подвергаются статистической обработке в самых различных разрезах. До этого всего заинтересовывают итоговые числа. Годичные оценки, результаты одного муниципального экзамена (ЕГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР). Весело, что результаты эти за крайний год стали лучше. Невзирая на пандемию и дистанционное обучение.
Рискну создать прогноз, что в этом году характеристики ЕГЭ будут еще лучше. Хотя бы поэтому, что выпускники школ, не поступающие в университеты, ЕГЭ в этом году не сдают. А ведь конкретно они и есть тот контингент сдающих, которые тянут характеристики вниз. Таковым образом, ЕГЭ уже вроде бы не ЕГЭ в нюансе единства. И это новенькая действительность.
Почему школы бьются за характеристики? Первопричина – рейтинг, прямо влияющий на вещественное положение школ. Высочайшее пространство в рейтинге дает определенные привилегии как школе в целом, так и ее директору индивидуально. Не желаю погружать читателей в сугубые детали, но разумеется, что наиболее высочайший рейтинг увлекателен всем. Не считая, очевидно, учеников, которых заинтересовывают (либо не заинтересовывают) получаемые в школе познания. И родителей учеников, озабоченных судьбой собственных малышей.
По схожему сценарию реорганизуется и обучение в университетах. Больше формальных способов контроля успеваемости – компьютерных тестов, зачетов, экзаменов. Ранее эти способы использовались лишь при дистанционном обучении, но на данный момент интенсивно внедряются и в очную форму обучения. Требования к выпускным квалификационным работам (ВКР) тоже значительно формализуются. Одним из важных требований становится процент оригинальности, проверяемый при помощи системы антиплагиата.
Снова же весело, что случается так, что с приложениями антиплагиат дает 40% оригинальности ВКР, а без приложений уже 80%. Это происходит поэтому, что приложения содержат до этого всего документы, нормативные акты и остальные общественные материалы, которые на 100% взяты.
Не наименее любопытны требования вузов к списку использованной литературы. Почти все университеты требуют, чтоб вся литература была лишь за крайние 5 лет. Я сомневаюсь, что какой-либо доцент Вася Пупкин написал что-то наиболее полезное, чем, например, Карл Маркс. Но требования необходимо соблюдать. И это тоже новенькая действительность.
Диссертационные исследования постоянно отличались высочайшим уровнем формализации. Но на данный момент это уже зашкаливает. Я наивно считал, что диссертация – это научная работа. Оказалось, что это в основном работа квалификационная. Не хотя слушать глуповатые формальности и формальные глупости подзащитных, я покинул диссертационный совет, в каком состоял 20 лет.
Проф выгорание. Это, по Герберту Фрейденбергеру, нарастающее эмоциональное истощение. Проявляется выгорание у учителей и педагогов достаточно нередко как понижение заинтригованности в собственном труде и в его качестве.
Школьный учитель и раньше-то расходовал весьма много чувств на учеников. Но сейчас ему необходимо к тому же повсевременно за что-то отчитываться. Это уже не попросту ведение журнальчика. Это развернутые поурочные планы, статистические отчеты. И много чего же еще. Редчайший учитель работает на одну ставку. А если работать на полторы ставки плюс потрясающее управление, плюс кружок, плюс проверка домашних работ? И вишенкой на тортике – планы и отчеты? Жить некогда. И учитель выгорает.
Педагог университета выгорает по несколько другим причинам. При всех аспектах современного общества высшее образование подразумевает элементы творчества студентов и педагогов. Этих частей становится меньше в связи с глобальной формализацией самого процесса обучения. Я бы даже именовал этот процесс роботизацией, потому что студент полностью может поменять живого преподавателя онлайн-лекцией. И преподаватель выгорает, видя впереди себя лишь аватары заместо {живых} учеников.
Непрестижность профессии. Это не новость, но процесс эволюционно развивается. Как-то в полемике мне заявили, что учитель зарабатывает 60 тыс. руб. Во-1-х, я сомневаюсь в самой цифре. Во-2-х, если цифра даже верная, то навряд ли это учительская ставка. Допустим, что это полторы ставки. Получим уже 40 тыс. Отнимем 5 тыс. руб. за потрясающее управление. Ну и еще отнимем хотя бы 5 тыс. за характеристики свойства. Получим 30 тыс. руб.
Предки учителей не уважают с тех времен, когда образование сделалось услугой. Бизнесмены учителей не уважают, считая их лузерами. Даже детки учителей не уважают, обнаглев от своей безнаказанности. И сами учителя в массе себя тоже не уважают. Вот таковая новенькая действительность.
Источник: