Глас, скрипка и терменвокс
Фото предоставлено устроителями проекта
Камерное певческое пение сейчас очевидно не в чести. В филармониях фактически пропала эта специализация – камерный певец. Даже в огромнейших, столичных. Оперные же исполнители только время от времени обращаются к камерной музыке – по остаточному принципу. И понятно почему, винить их в этом некорректно – занятость в театрах, на гастролях: а камерные программки требуют много времени, сил, внимания, духовных издержек. А доходов много чуть ли способны принести.
Потому, если и поют современные академические певцы камерный репертуар – то фактически лишь верняк: то, что популярно, понятно, узнаваемо с первых нескольких нот (практически как в известной передаче «Угадай мелодию») – испытанную классику. Если брать российских певцов, то за редчайшим исключением поют Чайковского и Рахманинова либо… Рахманинова и Чайковского. При этом, безусловн, превосходные вещи, но постоянно одни и те же, от которых уже, что именуется, в зубах навязло – «Денек ли царствует», «То было раннею в весеннюю пору», «Средь гулкого бала», «Сирень», «Не пой, кросотка», «Вешние воды»…
А ведь еще совершенно не так давно по историческим меркам, в русское время, были остальные исполнители и иная культура и традиция камерного пения. И далековато не постоянно таковая не крупноформатная специализация подразумевала обделенность славой – вспомним без преувеличения величавых Нину Дорлиак и Зару Долуханову, Аллу Соленкову и Викторию Иванову, Дебору Пантофель-Нечецкую и Надежду Юреневу, семейство Лисицианов, чьи имена гремели на весь Русский Альянс. И пели эти певцы колоссальный и различный репертуар, в том числе и современный.
О, а это уже и совсем что-то неописуемое! Неуж-то и сейчас можно заманить публику в зал кое-чем другим, нежели превосходной исповедью вечно рвущего душу неизбывного лирика Петра Ильича «Я ли в поле да не травушка была»? Отдать положительный ответ на этот вопросец пробует интернациональный проект «Музыка нашего времени», который открыл в Рахманиновском зале Столичной консерватории уже собственный 2-ой сезон. Его зачинатель – профессиональная столичная пианистка, опытный концертмейстер Карина Погосбекова. Ее идеальный вкус и колоссальные проф познания гарантируют две «нужные и достаточные» составляющие фуррора этого компании – неизбитый репертуар высокого свойства и красивых исполнителей.
В отношении первого выдержана строгая линия – лишь музыка наших современников, не только лишь российских, да и забугорных, как общепризнанных мэтров, так и лишь начинающих собственный путь композиторов. Погосбекова делает колоссальную исследовательскую поисковую работу – по библиотекам и в недрах глобальной сети ищет профессиональное, новое, эстетичное, прекрасное – с тем, чтоб это новое звучало, чтоб его узнавала публика. Что касается певцов, то строго камерных исполнителей сейчас отыскать не попросту (хотя они, естественно, есть, и есть истинные мастера – к примеру, Яна Иванилова, с которой также удачно сотрудничает проект), потому поют в главном театральные певцы, но те, кто имеет вкус и рвение к камерной певческой лирике, кто желает и умеет тут сказать свое выразительное слово. Вообщем, и чисто концертные исполнители интенсивно подключены к проекту.
Концерт-открытие второго сезона по другому как шикарным именовать тяжело. И прозвучавшая музыка захватывала собственной новизной и гармоничностью, и исполнители подошли к воплощению новейшей музыки не формально – пели не только лишь нотки, но вкладывали в выполнение глубочайшие эмоции, от всей души стремясь донести до слушателя смыслы и краски, обворожить этими неизведанными пластами, подлинным богатством, каковое пока еще совсем скрыто от того внимания аудитории, каковое оно, безусловн, заслуживает.
Интересно и сразу радостно, что музыка для голоса практически на 100 процентов оказалась музыкой вправду певческой, другими словами комфортной для пения – в ней есть колоритная мелодика, связная легатированная линия, она опирается на способности людского голоса, относится к нему с осознанием. Словом, не насилует природу, не рвет связки, ну и уши слушателей «в трубочку» не заворачивает. Исключение составил только фрагмент певческого цикла финки Кайи Саариахо «Дальная любовь», исполненный солисткой «Вивальди-оркестра» Светланой Полянской: сочетание говорка с нарочито стилизованным под архаику пением было любопытно собственной экзотичностью и привнесло контрастную краску (оно было единственным, выбивающимся из певческого письма в классическом смысле) в программку концерта, в каком в целом доминировала совершенно другая эстетика.
Фрагменты певческого цикла «Для тебя» Алемдара Караманова – прямое развитие романсовой традиции Чайковского и Рахманинова. Яркая, выразительная мелодика, сразу прихотливая и таковая естественная, практически захватывала собственной свежестью и искренностью. Солистка Огромного театра Ольга Селивёрстова зрела целый мини-концерт-исповедь мятущейся души – ее ясному и техничному сопрано подчиненны оказались различные эмоции произведения, донесенные внушительно и эстетично.
Иной русский классик – Микаэл Таривердиев – прозвучал в выполнении солистки Театра Станиславского Ксюши Дудниковой, спевшей несколько романсов из цикла на стихи Беллы Ахмадулиной. Краса сочного меццо певицы завораживает, это истинное волшебство. Но не наименьшим чудом является та колоритная выразительность, чувственная щедрость, драматическая насыщенность, какой охотно делится певица с публикой, донося до нее не попросту чувственный накал произведений, но будто бы раскрывая, если не выворачивая навыворот женскую душу. При всем этом – никакого пережима: экспрессия эстетичная, понимающая меру, не лишенная и тонких, мягеньких красок – словом, архиповская!
Единственный кавалер концерта – тенор из Огромного Илья Селиванов – спел музыку совершенно новейшую и неизвестную: прозвучали три песни на стихи Николая Рубцова юного и малоизвестного пока композитора Дмитрия Аникеева-Сыроечковского. Это уже линия Гаврилина и Свиридова – музыка о Руси, о любви к родине, родной природе, ее людям, неудачам и праздничкам. Музыка, заполненная светлой лирикой, полная меланхолии, не лишенная и катастрофических красок, но, невзирая на это, имеющая некий цельный положительный заряд. Прекрасный глас Селиванова, весьма славянский, совершенно подошел для чувственного строя новейших миниатюр.
Но российская музыка быть может и другого чувственного посыла – прозвучавшие вслед гаврилинские «Осень» и «Лето» подарили публики совершенно остальные краски: ширь и раздолье родной земли и родной природы в первой миниатюре, игривый задор – во 2-ой. Широту чувственной палитры донесла до слушателей солистка Новейшей Оперы Юлия Меннибаева, чье черное меццо, практически контральто, пленяет не только лишь неповторимым тембром, да и заполненной выразительностью пения.
Вместе с композицией Саариахо экзотичным номером программки оказался чисто инструментальный опус: Олеся Ростовская на терменвоксе исполнила «Угасающий свет» Валерия Белунцева. Тончайшая нюансировка этого инструмента рождает чувство условно галлактической музыки, навевающей мысли о нескончаемом и надмирном. Сочетание обычного и нетрадиционного звучания дает необыкновенный акустический контраст: партия фортепиано в этом диалоге виртуозна, по богатству фактуры равна симфоническому оркестру, и с ней блистательно совладевает Погосбекова. Вообщем, ее сопровождение всех прозвучавших номеров вызывает лишь экстаз – это и технично, и выразительно, и осмысленно, и весьма комфортно для солистов, с которыми постоянно выдержан гармонический паритет. Погосбекова – не попросту концертмейстер-аккомпаниатор, но равноправный сотворец, сразу и ведущий певца, и дающий ему дорогу.
Программку обрамляла уникальная арка – выступление певческого трио «Melody», привнесшего еще одну краску необычности в более-менее классическую программку: невзирая на новизну сольных певческих миниатюр, как уже было сказано, они все развивают русскую романсовую традицию, а не опровергают ее, не пробуют ее сломать и увести в альтернативную эстетику. Ансамблевое же пение «Melody» чуть-чуть про другое, хотя и тут – внушительно выявлена краса людского голоса, а мелодика ярка и гуманна. Открывал концерт «Отче наш» янки Эли Тамара – опус архаично-строгого нрава медитативного настроя, в каком трио показало безупречный строй и узкую нюансировку, а сочное звучание контральто Ольги Надеждиной, чья партия контрапунктна сотрудникам (сопрано Светлана Полянская и Александра Конева), поражало и интересовало. В окончании же трио представило две песни Вадима Бибергана на слова Роберта Бёрнса: игривость и характерность композиции «Пойдем по берегу» и изумительные акустические эффекты и имитации в «Фанфарах» были уместны для окончания инаугурационного концерта – праздничек современной певческой музыки состоялся!
Источник: