«Финал горьковатой воды» как знак окончания пандемии
Евгений Миронов в виде Гамлета.
Фото Алексея Молчановского/Российское концертное агентство
Десятидневный фестиваль в Сочи, издавна уже ставший визитной карточкой городка, в этом году без преувеличения носил пометку «неосуществимое». В критериях еще пока не завершенной пандемии и 30-процентной заполняемости зала Зимнего театра (главной площадки форума) устроители, отказавшись от обычных сейчас онлайн-трансляций, представили зрелищные концертные программки с ролью русских и забугорных звезд, также 3-х обществ маэстро Башмета: «Новейшей Рф», «Солистов Москвы» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра.
Как и до этого, в рамках Образовательной программки действовали три департамента – инструментальный, певческий и народных инструментов с ролью глобальных коучей; состоялись Турнир поэтов, конец Интернационального конкурса имени Шнитке и Рихтера, Школа юных журналистов и в первый раз Школа юного продюсера. Такое потрясающее культурное обилие, с каждым годом притягивающее к для себя больше публики, будто бы символизировало давно ожидаемое настоящее возвращение к обычной концертной жизни. О неожиданной паузе прошедшего года напомнила только выставка установок лаборатории видео-арта (куратор – Антонио Джеуза), в каких обыгрывалась тема самоизоляции и одиночества.
Программки фестиваля обычно обхватывали фактически все музыкальные жанры и стили прямо до сочинений, написанных сейчас, но ставка, разумеется, делалась на репертуар для широкой публики. Так, на концерте Viva Opera три выдающихся артиста – бас-баритон Ильдар Абдразаков, солистка Михайловского театра меццо-сопрано Олеся Петрова и новенькая прима Мариинского театра Лена Стихина – презентовали всеми возлюбленные оперные арии и дуэты от «Дон-Жуана» Моцарта до «Гранады» Агустина Лары, завершив этот оперный парад импровизированным исполнением эстрадного хита Эрнесто Куртиса «Мне не запамятовать тебя». Другое соприкосновение с миром оперного искусства у сочинцев случилось еще на открытии, где выступила также не нуждающаяся в представлении сопрано Аида Гарифуллина. Вообщем, на Зимнем фестивале «суровая» музыка поочередно сменялась «легкой», будь то вечер джаза во главе с трубачом Вадимом Эйленкригом либо вечер фламенко с испанской певицей Марией Эредией.
Важной индивидуальностью фестиваля было и есть присутствие в программке нескольких глобальных музыкальных и музыкально-драматических премьер. В этом году это целых три спектакля, посреди которых один еще до показа направил на себя пристальное внимание. 5-ая по счету коллаборация Юрия Башмета, режиссера Марины Брусникиной и актера Евгения Миронова была посвящена Гамлету, поточнее, новейшей интерпретации бессмертной шекспировской катастрофы. Миронов уже был в виде Царевича Датского в спектаклях Питера Штайна и Робера Лепажа: в статичной версии Брусникиной (на сцене только оркестр «Новенькая Наша родина» и экран с проекцией лица актера) он читал монологи за всех основных персонажей – но не по-театральному пафосно, а, напротив, просто и естественно, отчего даже известное «Быть либо не быть» заиграло новенькими смыслами. Иной неотъемлемой составляющей «Гамлета» сделалось звучание фрагментов из музыки Дмитрия Шостаковича к спектаклю Николая Акимова, поставленному в Вахтанговском театре в 1932 году, и музыки к одноименному кинофильму Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли (1967): было интересно сравнить сочинения юного и уже зрелого композитора, создателя нескольких масштабных симфонических полотен.
Закрытие Зимнего фестиваля искусств вышло массивным и звучным во всех смыслах. До этого всего благодаря премьере бельгийского композитора Патрика де Клерка – забойному концерту для симфонического оркестра и 2-ух электрогитар в стиле метал (соло исполнил сам создатель и гитарист Ён Холохан), отчего на некое время сцена Зимнего театра перевоплотился в рок-площадку; на той же волне Юношеский оркестр сыграл собственный «коронный» номер – «Болеро» Равеля. Прозвучали Виолончельный концерт Шумана и Скрипичный концерт Глазунова (солисты Йенс Петер Майнц и Татьяна Самуил), также неоспоримое украшение концертных программ – «Джазовая сюита» Александра Цфасмана: возлюбленные публикой «Снежинки», замечательный по красе «русский» вальс, полька в духе мюзик-холла и конец с говорящим заглавием «Резвое движение» (солировал пианист Дмитрий Маслеев). А еще на закрытии отпраздновали победу над коронавирусом – конкретно такую идею заключала внутри себя пьеса «Финал горьковатой воды» Шарлотты Обривай. Английский автор, вообщем, отказалась от прямого воплощения плана: никаких гимнов и ликующего до мажора, заместо этого – нескончаемые диссонансы, которые, подобно нынешней ситуации, так и не были разрешены в нечто устойчивое.
Сочи–Москва
Источник: