Итоги конкурса Владимира Спивакова для российских музыкантов неутешительны
Министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, Владимир Спиваков, Артур Низауллин и председатель жюри конкурса Михаил Копельман на прослушиваниях конкурса. Фото Владимира Подкользина предоставлен пресс-службой конкурса
В Уфе завершился III Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова – один из самых престижных в нашей стране. Первую премию завоевал 21-летний Элиас Дэвид Монкадо из Мюнхена, вторую – 24-летняя японка Чиса Китагава, третью – 22-летняя Джевон Ви из Сеула. Об итогах конкурса музыкальный критик Ольга РУСАНОВА поговорила с его директором Артуром НАЗИУЛЛИНЫМ.
— Изначально на конкурс поступило около 300 заявок, но отобрали 12 человек. Сумасшедший отсев! И кстати, кто отбирал конкурсантов – члены жюри (его возглавлял американец, наш бывший соотечественник Михаил Копельман)?
— Нет, отбирали музыканты оркестра «Виртуозы Москвы». Вообще это традиция: в Уфу на первый тур приезжают двенадцать лучших скрипачей. Замечательный скрипач из Бразилии Гвидо Сант’Анна не смог въехать в Россию из-за закрытия границ между нашими странами, и это прямо-таки трагедия для нынешнего соревнования … Еще одна конкурсантка — россиянка Мария Качарина — заболела. Таким образом, из двенадцати человек, которые были выбраны для очного конкурса, до Уфы добрались десять молодых музыкантов. В финал традиционно выходят три человека. В этом году это иностранцы, но по иронии судьбы все они играли один и тот же скрипичный концерт Чайковского.
— Да, это действительно любопытно: иностранцы, будто сговорились, выбрали для финала Чайковского, а вот наши музыканты заявляли разные скрипичные концерты: Шостаковича. Паганини, Мендельсона, но увы, ни один из них даже не вышел в финал. А кстати, почему? Что не так с нашей скрипичной школой сейчас?
— Такой вопрос скорее стоит задать членам жюри. Но вообще да, мы видим, что нам есть, над чем работать, итоги для наших музыкантов неутешительны, хотя из двенадцати человек, допущенных к очным соревнованиям, россиян было семеро. Я все три конкурса присутствовал на прослушиваниях. Могу сказать, что азиатские скрипачи сейчас прибавили и выступают гораздо ярче тех, кто приезжал в предыдущие годы. Ну и нынешний победитель — немец испано-малайзийского происхождения Элиас Давид Монкадо — произвёл на членов жюри и публику большое впечатление. Напомню, что предыдущие два конкурса Спивакова выиграли ныне уже мировые звезды – испанка Мария Дуэньяс (2018) и Даниэль Лозакович из Швеции (2016), который, к сожалению, не смог приехать на фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», последовавший в Уфе сразу вслед за конкурсом.
– В мире проходит множество соревнований. В чем изюминка конкурса скрипачей Владимира Спивакова?
— У нас беспрецедентный призовой фонд — скрипки потрясающих мастеров: Джузеппе Педраццини (Милан, 1918) — первая премия, Николя Коссена (Нёшато, Франция, 1860–1870) и Игоря Улицкого (Москва, 2019) – соответственно вторая и третья премии. Оба исторических инструмента в идеальном состоянии, хотя им более ста лет, у них великолепный звук. Такие инструменты может себе позволить только состоявшийся скрипач мирового уровня. И мы благодарны знаменитому скрипичному мастеру Джулии Рид: несмотря на перенос срока проведения конкурса (с 2020 на 2021), она два года никому не показывала эти чудесные скрипки и не повышала их стоимость.
— Маэстро Спиваков родился в вашем городе, но прожил в нем всего год, так что вряд ли что-то помнит. Однако есть, видимо, другие «канаты», которые столько лет держат его здесь…
— Эти отношения идут сквозь десятилетия. Он с 1990-х годов к нам приезжает – и с «Виртуозами», и с музыкантами НФОР, и сам. Но с недавних пор эти связи обрели системный характер: раз в два года проходит его конкурс (с 2016), уже в пятый раз проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». И в обычном человеческом общении у него часто проскальзывает фраза «по-нашему, по-башкирски…»
— Фонд Владимира Спивакова, который вы возглавляете, главным образом занимается именно поддержкой молодежи, так?
— Да, мы основное внимание уделяем образованию детей, неоднократно получали президентские гранты образовательно-социального характера. Например, неоднократно проводили в Уфе творческую Академию Фонда – аналог «Сириуса»: приглашали ведущих профессоров из Москвы и Европы. Для детей все бесплатно: занятия, проживание, питание. Или проект «Дети детям» — команда талантливых ребят с педагогами выезжала в детские дома, коррекционные школы, больницы 25 городов в трех регионах с концертами и мастер-классами.
— Вы успеваете активно выступать как солист-кларнетист: много ездите, видите, что происходит в разных регионах. Башкирия славится прекрасными оперными голосами – вспомним братьев Абдразаковых, Айгуль Ахметшину, Диляру Идрисову… Но в целом — какова позиция Башкортостана, Уфы на общем культурном фоне России, на ваш взгляд?
— Если говорить о башкирском национальном искусстве, то с ним все у нас в порядке. В академическом искусстве, как мне кажется, нам есть, куда расти. У нас национальная республика, а это значит, что вечера классической музыки, даже самых именитых гастролеров, обязательно столкнутся с концертами, на которые привыкли ходить люди: фольклорными, эстрадными. Тут жестокая конкуренция по публике. По своему коллективу (Артур Назиуллин — директор Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан – «НГ») могу сказать, что нам еще очень много надо сделать. Правда, появляются уже невероятно позитивные вещи: например, в январе мы выступили в Москве, в Зале Чайковского, а 7 декабря у нас концерт в Санкт-Петербургской филармонии, и все это впервые за 30-летнюю историю оркестра! В планах — концерты в столичном зале «Зарядье» и Московской консерватории. Конечно, чтобы такие гастроли стали системными, нам надо не по одному разу проехать по всем этим площадкам. Мы хотим, чтобы все увидели, что академическое искусство в Башкирии есть, что оно востребовано и конкурентно. Мы доносим до нашего руководства, что для осуществления этих целей требуется: прежде всего, это высокое финансирование.
— Кстати, о финансах. Зарплаты в вашем оркестре вроде неплохо смотрятся (в среднем это 60 тысяч рублей)?
— Неплохо, но только на фоне региона. У наших коллег в Перми, Тюмени, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, не говоря о столицах, зарплаты выше, и это правильно. Ведь у нас цель быть не просто региональным коллективом, наши амбиции выше. Полноценно заниматься искусством можно только при конкурентном финансировании.
Источник: