Советский «Фауст» в заброшенном бассейне
На репетиции балета «Мастер и Маргарита». Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Мировая премьера балета «Мастер и Маргарита» пройдет на Новой сцене Большого театра. Хореограф Эдвард Клюг воплощает здесь свою давнюю мечту – постановку по культовому роману Михаила Булгакова.
Желание поставить свою интерпретацию «Мастера и Маргариты» хореографа, по его словам, преследовало уже давно. Он предлагал сюжет Кристиану Шпуку, художественному руководителю балета в театре Цюриха, но тот, сославшись на социологические исследования, отказал: роман Булгакова в Европе практически не знают. «Как?! Это же русский «Фауст»!» – воскликнул хореограф. «Вот и поставь «Фауста», – предложил Шпук. Но за идею «Мастера и Маргариты» зацепились Махар Вазиев и Ирина Черномурова – худрук балета и начальник отдела перспективного планирования Большого театра. Москва – другое дело, здесь интерес к роману не угасает. Что подтверждает, к слову, практика. Режиссер Михаил Локшин снимает фильм «Воланд» (выйдет в прокат в следующем году), а буквально через несколько дней после спектакля в Большом премьеру «Мастера и Маргариты» представит в Театре Наций знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж (9 декабря).
Говоря о своей постановке, Эдвард Клюг отмечает, что не претендует на буквальное отражение булгаковского текста – это удел кино и драматического театра, где есть возможность произносить текст. Его же задача – передать атмосферу, эмоции, образы, не упуская, разумеется, многомерного драматургического плана романа. Одна из задач, которую он ставил, – придумать подходящее пространство, и его хореограф нащупал в собственном прошлом. Главной достопримечательностью небольшого румынского городка, где он вырос, был бассейн, построенный в послевоенные годы. В антураже заброшенного бассейна и происходит действие его спектакля, а многочисленные двери, откуда будут появляться герои, очевидно, должны маркировать смену плана. Уже потом Клюг узнал о некогда самом известном бассейне Москвы, построенном на месте уничтоженного храма Христа Спасителя (примерно в те же годы, когда был закончен роман), и этот факт, конечно, прибавил уверенности в правильности сценического решения.
Что касается музыки балета, то здесь хореограф отталкивается от Первого концерта для фортепиано и струнных Альфреда Шнитке. Отдельные исследователи творчества Шнитке видят в этом концерте фаустианскую программу (вообще эта тема была композитору близка), так что интуитивно Клюг нащупал в этой музыке подходящую интонацию. К работе над балетом хореограф привлек и своего постоянного соавтора – словенского композитора Милко Лазара: как он будет взаимодействовать со знаменитой партитурой Шнитке, довольно любопытно.
Судя по списку действующих лиц и исполнителей, в постановке задействована едва ли не вся труппа: хореограф сохраняет большинство действующих лиц, предполагаются три состава исполнителей. Мастера репетируют Артем Овчаренко, Денис Савин и Игорь Цвирко (очевидно, они же перевоплотятся и в Иешуа, поскольку этого персонажа в списке нет), Маргариту – Мария Виноградова, Екатерина Крысанова и Ольга Смирнова. В партии Воланда заявлены Артемий Беляков, Владислав Лантратов и Семен Чудин, а в партии Понтия Пилата – Александр Водопетов, Михаил Лобухин и Руслан Скворцов.
К слову, происшествия, которые, как считается, всегда случаются с теми, кто берется за «Мастера и Маргариту», коснулись и этой постановки: репетиции начались весной 2020 года, и по понятным причинам их пришлось прекратить, а премьеру сдвинуть. Наконец она состоится.
Источник: