Камбербэтч подрабатывает курьером русского шпиона
Английский артист обеспечит картине популярность. Кадр из кинофильма
За дальним от оригинальности локализованным для российского кинопоказа заглавием (не путать с уже существующими «Шпионскими играми» Тони Скотта и «Шпионской игрой» 2018 года) прячется настоящая история «дружбы» завербованного спецслужбами английского предпринимателя и полковника ГРУ, совместными усилиями передавших на Запад огромное количество ценных сведений о русском вооружении. Главные роли сыграли Бенедикт Камбербэтч и Мераб Нинидзе, режиссером стал Доминик Кук.
Действие разворачивается сначала 60-х. Высокопоставленный сотрудник русской разведки Олег Пеньковский (Нинидзе), ознакомленный о внешнеполитических планах СССР и по данной для нас причине обеспокоенный тем, вроде бы прохладная война не переросла в ядерную, ловит на улице 2-ух американских туристов и просит их передать письмо в посольство. Послание расчудесным образом доходит до адресата – в Лондоне встречаются юная агентша ЦРУ и ее сотрудник из МИ-6, которые выдумывают завербовать обычного торгового агента Гревилла Винна (Камбербэтч) и под видом предпринимателя, желающего сделать деловые дела с Союзом, выслать его в Москву знакомиться с Пеньковским. План срабатывает, оба встречаются то в Москве, то в Лондоне, размеренно переправляя пленки с скрытыми документами. Естественно, под пристальными взглядом всевидящего ока КГБ в лице сотрудника Грибанова (Кирилл Пирогов), который лишь и отыскивает повода, чтоб изловить обоих.
«Игры шпионов» – традиционная и оттого сама по для себя достаточно захватывающая история на обозначенную в заглавии тему, разворачивающаяся в приятных глазу кинематографичных ретродекорациях эры и без того нескончаемого политического триллера. Одним словом, все слагаемые фуррора находятся. Режиссер при всем этом весьма нейтрален, не разделяет персонажей на карикатурных злодеев и добротных юношей, избегает «клюквы» – куда комичнее смотрится конкурентность английской и американской разведок, следует принятой версии событий и просто констатирует и фиксирует на дисплее факты. Вообщем, смещая фокус с большенный политики, обозначенной здесь дискуссиями о Карибском упадке, упоминаниями Кубы, кадрами с выступлениями Кеннеди и возникновением в кадре Хрущева (Владимир Чуприков), на определенных участников определенных событий.
С одной стороны, куда увлекательнее и мудренее смотрится история героя Камбербэтча – шпиона поневоле, который сначала без охоты, а позже уж со всей душой втягивается в небезопасные разведывательные игры. Проникаясь искренней симпатией к Пеньковскому, он берет на себя к тому же великодушную цель показать русскому человеку красоты жизни в вольном мире. Опосля чопорного посещения столичного театра, которым лишь и может развлечь полковник ГРУ заокеанского гостя, оба они оказываются в Лондоне, где нет всесущей прослушки и можно гулять до утра. Замешанный на неизменном ужасе быть пойманным и сразу неком мессианстве азарт превращает героя Камбербэтча из примерного семьянина в замкнутого, дерганого, вечно отсутствующего супруга. Это супруга полковника ГРУ (ее играет Мария Миронова) привыкла не задавать вопросцев, а вот супругу обычного торговца (Джесси Бакли) к такому жизнь не готовила, так что фоном разворачивается к тому же домашняя драма.
С иной же стороны, таковой персонаж, как Олег Пеньковский, – фигура куда наиболее непростая и противоречивая. Для одних – герой, чуток ли не предотвративший третью мировую, для остальных – само собой, предатель, изменщик, закономерно и справедливо приговоренный к высшей мере. Издавна живущий и работающий в Европе актер грузинского происхождения Мераб Нинидзе, в забугорных проектах играющий в главном эпизодических условных российских, тут получает импозантную партию и очень увлекательный нрав. Его, такого вольного человека в несвободном мире, терзает неоднозначность собственных действий, но мысль о том, что высшая цель – мир во всем мире – великодушна и стоит жизни, берет верх.
В котором-то смысле и его Пеньковский, и Винн Камбербэтч – заложники событий. Обоих прессует правительство, оба стают в конце арестантами чести, совести и политики, тем не наименее полагая (смотрится это, как ни крути, мало наивно – все равно мелкие люди), что выручили мир. Но у истории, как понятно, нет сослагательного наклонения, так что один кончает путь героем собственной страны, иной – правонарушителем в собственной.
Источник: