Китайский флот брал количеством, но прирастает качеством
Военно-морские силы КНР сравнялись по мощи с ведущими ВМС мира.
Фото Reuters
Достигнув приемущества над ВМС США по числу боевых кораблей (350 против 293), китайский флот продолжает свое развитие по пути трансформации из средства береговой обороны в океанскую силу, базу которой составят надводные корабли – носители дальнобойных крылатых ракет по типу южноамериканского «Томагавка» и русского «Калибра».
Очередной шаг на данном пути пройден в текущем году с вводом в строй первого в истории Народно-освободительной армии Китая (НОАК) крейсера управляемого ракетного орудия (КР УРО) – им стал «Наньчан» проекта 055. По эталону головного корабля на судостроительных площадках в Шанхае и Даляне ведется стройку большенный серии. В летнюю пору состоялся спуск на воду восьмого по счету корпуса, а в перспективе их будет несколько 10-ов. Таковым образом, к середине текущего десятилетия Китай обгонит Россию по числу крейсеров УРО и выйдет на 2-ое пространство в мире, уступая только США.
Совместно с эсминцами проекта 052D (14 в строю, еще восемь строятся) крейсеры станут главными боевыми единицами ВМФ НОАК, способными защитить интересы страны на просторах Мирового океана. Эти современные мореходные корабли вооружены несколькими типами крылатых ракет, включая «сотую серию» (CJ/YJ/DH-100), представляющую морской вариант комплекса CJ-10 (DH-10) наземного базирования с дальностью запуска выше 1,5 тыс. км.
Сопровождение авианосца
Анализ судостроительной программки КНР указывает, что она делает главный упор конкретно на многоцелевые надводные корабли океанского класса. Флагманами ударных соединений выступают авианосцы. Пока их два, «Ляонин» (в строю с сентября 2012 года) и «Шандонг» (с декабря 2019-го), и ведется стройку третьего с окончанием в 2023 году. ВМС США насчитывает 11 авианосцев, и еще пара находится в постройке. Они все крупнее китайских, но, начиная с 4-ого корпуса, крайние, как ожидается, не будут уступать ни по численности авиационной группировки, ни по ее эффективности.
Это, а именно, будет достигнуто благодаря использованию катапульт заместо носового трамплина для взлета самолетов. Схожее техническое решение дозволит не только лишь прирастить наряд истребителей, да и добавить к ним самолеты радиолокационной разведки и наблюдения, также проводить взлетные операции резвее и таковым образом повысить общую эффективность авиационной группировки.
Авианосцы одни в море не прогуливаются – им требуется эскорт из 10-ка боевых кораблей различных классов, решающих задачки по защите флагмана от ударов неприятельской авиации, надводных кораблей и подводных лодок, также ведению разведки и нанесению ракетно-артиллерийских ударов по береговым целям. Походный ордер и группа охранения авианосной ударной группы (АУГ) обычно включают одну-две атомные субмарины, пару крейсеров, четыре-шесть эсминцев и фрегатов, также суда обеспечения.
В составе ВМФ НОАК имеется 6 многоцелевых атомных подлодок и 130 надводных боевых кораблей главных классов, в том числе 32 эсминца и 49 фрегатов – наиболее чем довольно для формирования пары АУГ. Для поддержки корабельных соединений в далеких походах строятся суда «резвой боевой поддержки» проекта 901 водоизмещением 48 тыс. т, специально спроектированные для снабжения АУГ.
Единственным слабеньким местом до недавнешнего времени было полное отсутствие крейсеров. Восполнить пробел призвано стройку серии кораблей по проекту 055. Закладка головного свершилась в 2014 году на судостроительном заводе «Цзяннань-Чансин». Событие вышло скоро опосля призыва новейшего фаворита страны Си Цзиньпина перевоплотить НОАК в «новейшую силу, способную побеждать в конфликтах современности, ведущихся по новеньким концепциям… развивать свое присутствие за рубежом… и выйти на океанский простор». Спуск на воду датируется 28 июня 2017 года, а последующим в летнюю пору «Наньчан» приступил к морским испытаниям. Они продолжались два года с перерывом на роль в военно-морском параде в честь 70-й годовщины основания военно-морского флота НОАК.
При ближнем рассмотрении
Общественный показ дозволил зарубежным спецам ближе познакомиться с конструкцией и системами нового корабля. Официально «Наньчан» классифицируется как «эсминец 10 000-тонного класса». Но его полное водоизмещение, составляющее порядка 12–13 тыс., и размеры (длина 180–183 м, ширина – 20–22 м) еще больше «подступают» крейсерам. «Наньчан» крупнее южноамериканского «Тикондерога» водоизмещением около 10 тыс. т – на сей день единственного типа крейсеров ВМС США, в количестве 22 единиц. Это событие дозволяет Пентагону систематизировать его как «крейсер».
Корпус спроектирован и построен с учетом технологий малозаметности. Четыре газовые турбины QC280 мощностью по 30 000 кВт – китайский вариант украинских UGT25000 от НПКГ «Зоря-Машпроект» (г. Николаев) с улучшениями на базе технологий американских «Дженерал Электрик» LM2500, также поставлявшихся в Китай на рубеже веков, – разгоняют крейсер до 30 узлов. Заметим, что «Наньчан» стал первым китайским кораблем с турбинной энергетической установкой типа COGAG, тогда как эсминцы и фрегаты, спроектированные ранее, употребляли комбинацию дизелей экономического хода и разгонных турбин.
Артиллерийские системы корабля представлены башней H/PJ45A с пушкой калибра 130 мм для стрельбы по наземным и морским целям и автоматом H/PJ-14 с вращающимся блоком из 11 стволов, выстреливающих 30-мм снаряды со скорострельностью до 10 тыс. выстрелов за минуту. Крайний предназначен для ликвидирования низколетящих воздушных средств поражения. Очередное орудие самообороны – пусковая установка HHQ-10 с 24 зенитными ракетами для перехвата неприятельских ПКР.
Далекий предел ПВО (100–150 км) обеспечивается зенитным ракетным комплексом HHQ-9 – морской вариант системы, сделанной на базе русской С-300. Зенитные ракеты стартуют из всепригодных пусковых установок вертикального запуска, носовой с 64 ячейками и кормовой с 48-ю, всего – 112. Кроме зенитных средств, они также служат для хранения ударного орудия. В ячейках могут размещаться противокорабельные ракеты YJ-18A с дальностью стрельбы порядка 500 км. Они в целом похожи на русские 3М54Э комплекса «Клаб», установленные на восемь подводных лодок русской постройки проекта 636М, входящих в состав ВМФ НОАК. Ракета имеет стартовый ускоритель, дозвуковую маршевую часть и отделяемый ударный блок, который на конечном участке разгоняется до скорости, втрое превосходящей звуковую.
Поражение наземных целей ведется крылатыми ракетами «сотой серии» (CJ/YJ/DH-100), представляющей морской вариант комплекса CJ-10 (DH-10) наземного базирования. Зависимо от варианта выполнения ракета несет боевую часть весом 300–500 кг и развивает наивысшую дальность полета 1,5 тыс. км и наиболее. Полет к цели ведется с учетом рельефа подстилающей поверхности по цифровой карте местности в памяти бортового компа, с корректировкой от бортовых датчиков и по сигналам глобальной спутниковой системы навигации. Сотворен и противокорабельный вариант ракеты с радиолокационной головкой самонаведения.
Взор за горизонт
Подобные ракеты могут нести и эсминцы проекта 052D, также оборудованные всепригодными установками вертикального запуска, но с наименьшим количеством ячеек – по 32 в носу и кормовой части опции. Построенные ранее эсминцы проекта 052C вооружены наименее далекими (400 км) ракетами YJ-62, а фрегаты и корветы – ПКР типа YJ-83 с дальностью запуска 180 км. Не считая того, некое количество старенькых эсминцев (включая проект 956 русской постройки) прошли модернизацию с перевооружением на сверхзвуковые ракеты YJ-12A c дальностью 285 км.
Для полного раскрытия ударного потенциала ракетного орудия НОАК нуждается в системе загоризонтного целеуказания. Стремясь закрыть эту потребность, страна вносит огромные ресурсы в создание галлактической техники. Общая численность спутниковой группировки КНР достигнула 300 против 882 – у США и 150 – у Рф. Контроль ведется из восьми баз на местности страны, нескольких станций управления за рубежом и 4 кораблей типа «Юань Ван». В 2018 году Китай произвел запуски 39 ракет-носителей (38 удачных), в 2019-м – еще 34 (32), с выводом на орбиту наиболее 70 галлактических аппаратов.
Как понятно, для четкой навигации летательных аппаратов, включая крылатые ракеты большенный дальности, употребляются системы спутниковой навигации. До недавнешнего времени таковые с полным покрытием земного шара были лишь у США и РФ. Стремясь избавиться от зарубежной зависимости в данной области, Китай поначалу развернул региональную систему спутниковой навигации «Бэйдоу-2», а потом дополнил ее «Бэйдоу-3» глобального покрытия.
Кроме главный функции, новейшие КА также производят обмен данными меж собой и обеспечивают службу посылок маленьких сообщений. В прошедшем году на орбиту выведено девять навигационных спутников, а в этом их общее число в созвездии достигнуло 48 (из их 43 исправных). В летнюю пору 2020 года осуществлен пуск крайнего из 55 навигационных КА системы, а 31 июля свершилась праздничная церемония пуска системы «Бэйдоу-3». Таковым образом, КНР достигнула уровня РФ и США по данному направлению.
Кроме спутниковой навигации, нужна система морской галлактической разведки и целеуказания. Русский Альянс развернул МКРЦ «Легенда», но в 2006 году она закончила существование. В истинное время ей на замену идет наиболее современная «Лиана». Наверняка, Китай также ведет работы в этом направлении. Может быть, на каком-то шаге наши страны соединят свои усилия в данной области.
Взаимодействие по иной принципиальной теме уже идет, о чем в прошедшем году сказал президент Рф. «Большенный потаенны, наверняка, не открою, все равно это станет ясно. Мы на данный момент помогаем нашим китайским партнерам сделать систему СПРН – систему предупреждения о ракетном нападении. Это весьма суровая вещь, которая серьезным, кардинальным образом повысит обороноспособность КНР. Поэтому что на данный момент такую систему имеют лишь США и Наша родина», – произнес Владимир Путин, выступая перед участниками дискуссионного клуба «Валдай».
Группами и в одиночку
Крейсеры точно необходимы ВМФ НОАК для формирования АУГ, но не только лишь для этого. Корабли типа 055 полностью способны действовать в одиночку либо в составе маленьких отрядов с эсминцами и фрегатами. Их высочайшие мореходные свойства, большая автономность и отличные условия обитания экипажа разрешают делать длительные походы.
Открыв в 2017 году базу в Джибути, Китай начал процесс сотворения цепи пт поддержки флота за рубежом. Развитию данной цепи призваны содействовать проекты по созданию искусственных (насыпных) островов в Южно-Китайском море с соответственной инфраструктурой, позволяющей поддерживать неизменное присутствие гарнизона. Там оборудуются причалы, склады, радиолокационные станции и вертолетные площадки, располагаются пусковые установки зенитных и противокорабельных ракет. А на отдельных островах, как, к примеру, Юби, Вуди и Наньша, построены взлетно-посадочные полосы для приема самолетов.
К истинному времени китайские мореплаватели накопили некоторый практический опыт поддержания корабельных групп вдалеке от родных берегов. Так, в течение 10 лет ВМФ НОАК ведет патрулирование Аденского залива, защищая коммерческое судоходство от пиратов. Стали постоянными международные военно-морские учения с ролью китайских кораблей и их заходы в порты остальных стран с дружественными визитами. К примеру, в Санкт-Петербург для роли в военно-морском параде в Денек военно-морского флота Рф.
За этими действиями выслеживается желание высшего политического управления перевоплотить НОАК в практический инструмент проведения гос политики. По его воззрению, военные должны активнее участвовать в продвижении наружной политики КНР, в особенности в контексте возрастающих амбиций на изменение имеющегося миропорядка. От армейцев требуется стать «новейшей силой, способной побеждать в конфликтах современности, ведущихся по новеньким концепциям» также «развивать свое присутствие за рубежом». Крейсеры проекта 055 подступают для данной для нас роли лучше всех иных типов кораблей в составе ВМФ НОАК.
Ушли под воду
Главными носителями ударных крылатых ракет большенный дальности стрельбы в обозримой перспективе ВМФ НОАК станут крейсеры проекта 055 и эсминцы проекта 052D. Меж тем ВМС США в большенном количестве располагают «томагавки» на подводных лодках. По числу субмарин США некординально превосходят КНР: 70 против 56, но все южноамериканские оснащаются атомными энергетическими установками, а китайские – лишь в 10 вариантах, другие – дизель-электрические (ДЭПЛ).
Все 46 китайских ДЭПЛ, включая 12 русской постройки, – полностью современные, но из-за ограничений, накладываемых энергетической установкой, владеют низкой автономностью. А почему числятся орудием ближней зоны, плохо пригодным для проецирования силы на далекие расстояния.
Китай продолжает стройку подводных лодок всех классов, но таковые с реактором на борту как и до этого остаются в меньшинстве. За крайние 15 лет местные кораблестроители сделали 12 атомных субмарин: две – проекта 093, четыре – проекта 093А (всего 6 многоцелевых) и 6 стратегических – проекта 094 (из которых две еще пока не введены в строй). Разумеется, что при развитии атомной программки высшее политическое управление КНР до крайнего времени придерживалось принципа малой достаточности.
Ввиду резкого обострения отношений с Вашингтоном опосля прихода в Белоснежный дом администрации Дональда Трампа Пекин, наверняка, проведет корректировку курса, но пока определенных фактов по кардинальному пересмотру судостроительной программки у нас нет. Согласно прогнозу Пентагона, в обозримом будущем ВМФ НОАК будет поддерживать численный состав подводной составляющие неизменным, заменяя устаревшие лодки таковым же количеством новейших.
Сейчас против 50 многоцелевых атомных субмарин ВМС США действуют только 6 таких ВМФ НОАК. Все южноамериканские обустроены вертикальными пусковыми установками для «томагавков», тогда как китайцы выстреливают ПКР YJ-18 из торпедных аппаратов.
Неравенство еще более усиливается, если принять во внимание четыре стратегические субмарины типа «Огайо», переоснащенные с баллистических ракет на крылатые, в итоге что 24 «трезубца» поменяли 154-ю «томагавками». Ситуация мало поменяется опосля того как Китай начнет стройку многоцелевых АПЛ последующего поколения типа 093В с вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет, как ожидается поближе к середине текущего десятилетия.
Выходит, что в перспективе, как минимум на последующие 20 лет, крейсеры УРО проекта 55 станут главными носителями дальнобойных крылатых ракет в составе ВМФ НОАК. И в этом качестве будут заносить собственный значимый вклад в сдерживание потенциального противника и усиления воздействия КНР за рубежом.
Источник: