Колобов forever. Обычный Крещенский фестиваль в столичной «Новейшей опере» полностью посвящен ее основоположнику
Дмитрий Корчак и Ира Костина в опере «Пираты». Фото Даниила Кочеткова предоставлено пресс-службой театра
Крещенский фестиваль в первый раз состоялся в 2005 году, скоро опосля кончины Колобова: и по собственному наименованию, и по срокам проведения он сходу был «зарифмован» с одним из важных православных праздничков совершенно не случаем – ведь по изумительному совпадению Евгений Владимирович родился 19 января.
Но фестиваль этого года особый – самой «Новейшей опере» исполняется 30 лет, а ее основоположнику исполнилось бы 75. Настолько знаковый юбилей должен быть подчеркнут особо, содержательно – поистине колобовским заполнением программ. Потому обязателен в афише возлюбленный спектакль маэстро – «Евгений Онегин» в постановке Сергея Арцибашева (1996); потому не обойтись без оркестрованных Колобовым романсов 2-ух гениев российской музыки – Чайковского и Рахманинова.
Три важных действия фестиваля – колобовские по избранным заглавиям, по пучине смыслов, что несут эти произведения, какие оживляют в памяти ассоциации, связанные с именованием знаменитого дирижера. На открытии форума прозвучал «Реквием» Верди – по форме поминальная заупокойная месса, настолько уместная в память о ушедшем от нас наиболее 17 годов назад гении, а на самом деле – превосходная операморфная оратория, настолько возлюбленная всеми большенными музыкантами и самой широкой публикой.
Колобов не был исключением: обращался к потрясающему вердиевскому творению не раз. В «Новейшей опере» в первый раз продирижировал им в 1999-м – театр поддерживает эту традицию все годы опосля маэстро, а делали мессу с колобовскими коллективами такие мастера, как Эри Клас, Гинтарас Ринкявичюс, Ян Латам-Кёниг. Сейчас за «Реквием» взялся сегодняшний основной дирижер театра Александр Самоилэ – общепризнанный авторитет вердиевского стиля. В его версии партитура обретает положенный ренессансный размах, монументальную величественность и сразу сияет нежными красками в лирических фрагментах.
Как постоянно у Самоилэ, при всей экспрессивности оркестра голоса в приоритете – ведь в истинной итальянской опере конкретно вокал должен главенствовать. Из квартета солистов полное ублажение принесло пение баса Евгения Ставинского – близкое к совершенству и по стилистике, и по технике. Изумил выбор лирического тенора на, в общем-то, геройскую партию – но благодаря звонкости и яркости Алексей Татаринцев уверенно держит звуковой паритет. Конкретно звонкости несколько не хватало густому меццо Агунды Кулаевой, основным образом в ансамблях: в сольных вокализах ее базовый, идеально выровненный глас по-настоящему зачаровывал и пленял. Зарина Абаева была бы совершенным сопрано для партии, некогда подаренной Верди собственной возлюбленной певице Терезе Штольц, если б не интонационные помарки в финишном Libera me – пожалуй, важнейшей для нее части.
2-ое знаковое событие – концертное выполнение оперы Беллини «Пират». Русская премьера этого сочинения прошла в 1837 году в Большенном театре, а позже о нем запамятовали на полтора столетия. Конкретно Колобов нашел в архивах Кировского театра клавир и фрагменты партитуры этого сочинения, вернул по клавиру ее недостающие части и опосля долгого забвения в первый раз исполнил в Ленинградской филармонии в 1984 году. В 1989-м он выполнил театральную постановку данной оперы в Москве, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, которая вызвала необычный фурор.
На сегодняшнем фестивале свою интерпретацию «Пирата» предложил Андрей Лебедев, которому утонченные лирические партитуры весьма удаются. Сказочной красы беллиниевская мелодика, ясность гармонического мышления, воодушевляющая романтичная приподнятость сложились в только успешный пазл – маэстро и сейчас удалось безпроигрышно представить все заслуги молодого Беллини. Оркестр и хор театра звучали утонченно, и в целом они смогли достигнуть филигранности в передаче особенной стилистики рафинированного эталона бельканто.
Не подвели и певцы. Главной звездой проекта явился тенор Дмитрий Корчак в партии Гуальтьеро, победно оглушавший запредельно высочайшими нотками, правда и не запамятывая при всем этом про гибкую кантилену и лирические краски. Вопреки традиции главную женскую партию сходящей с мозга Имоджене дали легкому сопрано – Ира Костина была убедительна в колоратурах и верхних нотках, но драматической насыщенности в настолько катастрофическом виде хотелось бы больше. Баритон Павел Янковский в партии неумолимого Эрнесто веселил густым тембристым звуком и стилистически убедительным чтением исполняемой музыки.
Третье знаковое событие – концертное выполнение вердиевской «Силы судьбы» – ожидается под конец фестиваля. Конкретно данной оперой Колобов в конце 1970-х звучно, на весь СССР, заявил о для себя в Свердловске, позже повторил фуррор в 1980-е в Ленинграде, ворачивался к этому сочинению в 1990-е уже в Москве. Представить невиданные красы единственной «российской» оперы Верди вновь возьмется Александр Самоилэ.
Источник: