Коронавирус не дозволит соблюдать принцип подушевого финансирования в культуре
В Третьяковке полным ходом идет подготовка к открытию. Фото агентства городских новостей «Москва»
Музеи – 1-ые учреждения культурной сферы, которые открыли свои двери для гостей опосля отмены большинства коронавирусных ограничений. В Москве их работа разрешена с 16 июня, в Подмосковье – с 25 мая. Но практика первых дней опосля открытия указывает, что удовлетворенность встречи со зрителем мимолетна. Последствия карантина будут ощущаться месяцы, а может, и больше.
Эпидемия ставит перед музейным управлением и перед бюрократами не только лишь творческие, да и экономические задачки.
К примеру, Третьяковская галерея раскрывается 3 июля, а уже 7-го начнет работу выставка «Ненавсегда. 1968–1985», которая идет по ранжиру бестселлера, подобного монографическим экспозициям Серова, Айвазовского, Репина. Не будь этот проект собран в целом еще перед карантином (его открытие планировалось в апреле), навряд ли директор Третьяковки Зельфира Трегулова отважилась бы на него в наиблежайшее время. По последней мере коммерческая выгода была бы меньше (сначала по пропускной возможности, ведь непонятно, готовы ли люди посещать мероприятия, пока не истребили вирус), а ответственность за здоровье гостей куда выше – даже при соблюдении предписанных Роспотребнадзором мер.
В почти всех музеях пересмотрен план гастрольной деятельности – и в импорте, и в экспорте. В Третьяковке на 2021 год сдвинута выставка индийского искусства; с озари на начало весны перенесена выставка, посвященная собранию Морозовых в Париже, на которую должны поехать картины из Москвы. На год, по словам Трегуловой, переносится и выставка Ильи Репина, которая обязана была открыться в октябре в Париже.
Это глобальная неувязка, практически как в оперных театрах – пересмотреть гастрольный график. Сюда же добавляется естественный ужас новейшей волны эпидемии. Одно дело – отменить выставку, другое – если экспонаты застрянут в иной стране из-за закрытых границ. Это повлечет за собой еще наиболее дорогие страховки и рост затратных расходов. А означает, может привести к тому, что международные проекты просто застопорятся. Потому музейные спецы, в том числе западные, уже сейчас молвят о последней значимости собственных фондов. В наиблежайшее время музеям стоит созодать ставку на их, находить в запасниках жемчужины и выдумывать им «прекрасные упаковки» (находить уникальные идеи для выставок). О этом, а именно, гласила президент комитета по образованию и культурной деятельности Интернационального совета музеев Мари-Кларте О’Нил.
В силу малой пропускной возможности музеев (в особенности это касается тех, чьи помещения умеренные) приметно снизится прибыль. «Очереди на Серова» не будет буквально, а это означает, не будет и внебюджетного дохода, который можно вкладывать в новейшие проекты. Это, в свою очередь, ставит вопросцы о необходимости муниципального финансирования. Оно ведь, как понятно, было подушевое. На данный момент этот принцип, который и так вызывал критику управляющих музеев, призывающих количественные характеристики поменять высококачественными (посреди их директор Эрмитажа Миша Пиотровский), придется пересмотреть: если не поменять сам подход, то хотя бы поменять коэффициенты.
Правда, три месяца изоляции приметно стимулировали область цифровизации музеев. Непременно, тут быть может масса самых любознательных способностей. Большие русские музеи (Третьяковская галерея и Пушкинский музей) уже объявили, что хотят создать новейшие веб-сайты и работать над цифровизацией коллекции. Какие способности принесут новейшие технологии музеям – в работе с коллекциями, в работе с публикой, – покажет будущее.
Может быть, встанет вопросец о легализации работы онлайн и учета количества интернет-посещений в госзадании. Правда, чтоб посчитать количество настоящих виртуальных гостей, придется потрудиться – до этого всего программерам.
Источник: