«Макдоналдс – это не про еду»: почему мы не смогли «импортозаместить» известную сеть
Политолог Алина Жестовская – об уходе «Мака» из России.
Все рестораны «Макдоналдс» в России, как ожидается, закроются 14 марта. Отмечается, что сеть приостановит работу на неопределенный срок, доставка из ресторанов также будет недоступна. Отмечалось, что в компании решили продолжить выплату зарплат всем работникам и не разрывать контракты с арендодателями помещений. О том, что означает для России уход «Мака», который уже пообещали заменить, «Блокноту» рассказала политолог, лидер общественного движения «Новая Россия» Алина Жестовская.
Для нас «Макдональдс» — это не про еду. Это про культурный код, свободу, интернационализм, причастность к западной культуре и, пожалуй, единственный фаст-фуд, в котором «не стремно» питаться гражданам с любым уровнем достатка и понтов.
«Железный занавес» поднялся 31 января 1990 года — в Москве на Пушкинской открылся первый в СССР «Макдак». Крупнейший в мире, по тем временам. И вот теперь в марте 2022-го мы прощаемся с «веселым клоуном Рональдом» и его новым-старым другом Джо. Известные российские персонажи уже вовсю грозятся импортозаместить освобождающуюся нишу. С ними, конечно, трудно не согласиться – булки и котлеты, действительно, российские кулинары делают не хуже. И все расходники – от муки до морковных палочек – импортной ресторанной сети давным-давно поставляют наши аграрии. Вот только за 30 лет ни один отечественный гастрономический проект даже на шаг не приблизился к «Макдональдсу». А единственный, и тот условный, конкурент – «БургерКинг» – такое же американское детище.
На мой взгляд, дело в стандартах, корпоративной культуре, менталитете, если хотите. Иностранцы, организуя бизнес в России, заставляли нас работать по своим правилам. Мы же творим и строим с учетом национального глубинного представления о добре и зле, правильном и порочном. Так, чтобы дешево, качественно и с уважением к потребителю, по эту сторону границы, почему-то не принято. Вкусненько, чистенько, с улыбками – это, как минимум, втрое дороже среднего «макдональдского» чека.
«Макдоналдс» приостанавливает работу в России
И давайте сейчас не будем делать вид, что качественному и эффективному импортозамещению в родной отчизне мешало засилье иностранных конкурентов. Признаемся честно, в первую очередь сами себе – с советских времен практически все, что производится «made in Russia», проигрывает либо в качестве, либо в цене. Тут даже не власти и олигархи виноваты. Виноваты мы с вами, наши соотечественники, занимающие даже самые типовые неруководящие должности. Виноват владелец соседней шаурмячной, распорядившийся мяса класть на треть меньше заявленного в техкарте. Виноват слесарь автосервиса, заливающий клиентам дешевое масло по цене и под видом зарубежного люкса. Виноват таксист, курящий в машине между пассажирами, просто потому, что ему так захотелось. Виноваты люди, ворующие мыло и туалетную бумагу из общественных клозетов и выкручивающие лампочки в подъездах.
Российскому бизнесу под силу номинально и декларативно заместить любой импорт. А вот заместить наш легендарный менталитет и зачастую свинское отношение к самим же себе пока никому не удалось даже в теории.
Напомним, что 7 марта в Госдуме предложили национализировать производства компаний, которые объявили об уходе из России из-за начала спецоперации на Украине. До этого с похожей инициативой выступила главред RT Маргарита Симоньян. Она предложила отдать государству магазины сети IKEA.
Миллиардер Владимир Потанин выступил с критикой идеи национализации зарубежных предприятий. Бизнесмен считает, что это отбросит нашу страну обратно в 1917 год. Потанин полагает, что более адекватной мерой было бы введение на таких предприятиях внешнего управления. Это позволит владельцам сохранить собственность, а компаниям — избежать развала, продолжать выпускать продукцию и платить деньги работникам, считает он.
Петр Кузнецов
Источник: