Не допустить авантюры с переформатированием административных границ субъектов Федерации
Графика wikimedia.org
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о необходимости укрупнения регионов. «Нам 85 регионов не надо. Вот я Еврейской автономной областью не желаю заниматься, не желаю исходя из убеждений трудозатрат. Ее нужно соединить или с Хабаровским краем, или с каким-то иным, и пусть губернаторы занимаются», – произнес он. Бюрократа возмущают региональные контрасты: «Почему курганцы должны жить ужаснее тюменцев, а живут они в 190 км друг от друга? У одних есть нефтяные доходы, у остальных нет, у нас что, это обитатели иной страны?»
Хуснуллин выделил, что его слова являются личным воззрением, а не официальной позицией. Но диспропорции регионального развития, разумеется, находятся в фокусе внимания Центра. Значимая часть недавнешнего Послания президента была посвящена расшиванию этих заморочек.
Наиболее половины русского ВРП приходится на 10 самых развитых регионов, наиболее трети инвестиций концентрируется в столичной агломерации и нефтегазовой Тюменской области. А регионы-аутсайдеры типа Тывы, Республики Алтай, ЕАО в разы, а то и на порядок отстают от фаворитов по доле ВРП на душу населения, экономной обеспеченности. При всем этом разрыв в уровне социально-экономического развития углубляется.
Объединение территорий может дискуссироваться как один из инструментов сглаживания развития. Хотя лучше все таки дискуссировать детально проработанные варианты, дающие синергетический эффект. Обыкновенные «усреднительные» проекты работать не будут. Механическое присоединение наиболее бедных регионов к сравнимо наиболее богатым соседям понизит «трудовые затраты» на управление, но может только ухудшить отсталость периферийных территорий, лишившихся субъектности.
Экономический эффект от укрупнения неочевиден, а политические опасности наверное возникнут. Громкий провал объединения Архангельской области и Ненецкого автономного окрестность показал, как угроза перераспределения власти и финресурсов, утраты региональной идентичности приводит к напряженности на грани мятежа. Волнения в Ингушетии из-за пограничного спора с Чечней в 2018 году, невзирая на свою специфика, могут свидетельствовать о том же.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил: «Далековато не всюду обитатели регионов желают этого укрупнения в истинное время». Это уточнение делает объединительные проекты малореалистичными хотя бы в предвыборный год. Федеральному Центру необходимы кандидатуры. Этот же Хуснуллин отстаивает идею агломераций – межрегиональных точек роста с единой налоговой политикой. Ее можно воплотить и без политически рискованного перекраивания границ.
Под регионом понимается часть местности, владеющая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других критерий. Регион может совпадать с границами местности субъекта Федерации или соединять воединыжды местности нескольких субъектов. Из этого научного определения региона следует, что для целей развития трогать административное деление страны не стоит. Просто при формировании целей и инструментов региональной политики нужно освободиться от неверного и неверного представления о регионе как субъекте Федерации. И соединить несколько субъектов в один макрорегион для целей только социально-экономического развития. По другому – быть неудаче. По последней мере всюду в мире изменение административных границ сопровождалось кровопролитием.
Рф это не надо. Хуснулину, представляется, тоже. Неведение основ регионального развития не высвобождает от политической ответственности за последствия. А их даже недозволено именовать неожиданными.
Источник: