Неожиданный плюс: в России из-за западных санкций начал дешеветь бензин
Эксперты говорят о стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке.
В России на фоне введения западных санкций начал дешеветь бензин. Это происходит из-за сокращения экспорта топлива за границу и увеличения поставок с белорусских НПЗ. Эксперты считают, что ситуация на российском топливном рынке постепенно стабилизируется, но цены могут вновь поползти вверх из-за роста ключевой ставки ЦБ и удорожания кредитов для АЗС.
Падение оптовых цен на бензин и дизельное топливо отмечается с прошлой недели на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Цена бензина АИ-92 упала на 11,6%, АИ-95 — на 9,6%, а дизтоплива — на 12%. В ФАС отметили, что это создает хорошие предпосылки для снижения розничных цен на бензин в России. «Сейчас оптовые цены на топливо снижаются, логистика не менялась, объемы достаточны. Есть предпосылки для снижения и розничных цен», — заявил руководитель службы Максим Шаскольский.
Снижение розничных цен на бензин с начала марта наблюдается в Нижегородской области, Сыктывкаре, Салехарде, Иркутской области и в Приморском крае. Владельцы АЗС объясняют, что снизить цены на своих заправках им удалось за счет снижения закупочных цен на крупных НПЗ.
Розничные цены будет снижаться в след за оптовыми.
А в Приморье отмечается снижение цен на бензин в пределе 1-2 рублей. Это происходит из-за роста предложений на бирже и субсидий железнодорожного тарифа на перевозку топлива на Дальний Восток, которые начали действовать с февраля, сообщает РБК.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал изданию, что бензин начал дешеветь на АЗС, которые продавали его дороже крупных нефтяных компаний. Аналитики наблюдают такую тенденцию от Приморья до Центральной России.
Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев считает, что снижение цен связано с увеличением поставок на биржу со стороны крупных нефтяных компаний. Кроме того, на российский рынок начала поступать продукция с белорусских НПЗ. Ранее они отправляли товар на Украину или в Прибалтику, где более выгодные покупатели, но из-за кризиса поставки туда пришлось сократить.
При этом собеседник РБК в одном федеральном ведомстве также отмечает, что стабилизация рынка происходит из-за притока топлива на биржу. «Снижаться цены смогут только тогда, когда купленный на бирже товар доедет как минимум до региональных нефтебаз, а пока он в пути. Розничные цены на топливо отыгрывают оптовые через две—четыре недели после приобретения», — пояснил он.
Цены на бензин все еще могут вырасти.
Владельцы независимых АЗС полагают, что в скором времени розничные цены на бензин могут вновь поползти вверх. Причина тому — повышение ключевой ставки ЦБ до 20%. Дело в том, что многие из них покупают топливо на оптовом рынке за счет кредитов, процентные ставки на которые сейчас резко выросли. К тому же, мировые цены на нефть бьют все рекорды, что также может сказаться на ситуации на топливном рынке.
Эксперты придерживаются иного мнения. Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев считает, что в случае продолжения спецоперации на Украине на внутреннем рынке будет приток топлива, что поможет сохранить стабильные цены на бензин, даже если ЦБ не понизит ключевую ставку.
Ранее Конгресс США предложил законопроект, который должен отменить «нормальные торговые отношения с Россией и Белоруссией». Речь идет о запрете на импорт нефти из России, а также об исключении РФ из ВТО. В итоге американский президент Джо Байден сообщил, что США вводят полный запрет на все поставки газа и нефти из России. Сразу после этого цены на американских АЗС резко выросли.
Напомним, ситуация с ценами на бензин в России обострилась к концу 2021 года. В ноябре цуна нефти марки Brent на мировых опустились ниже 71 доллара за баррель. Однако на фоне этого бензин в России продолжил стремительно дорожать. При этом в такой ситуации нефтеперерабатывающие заводы снизили производство бензина на 5%, а дизельного топлива – на 2,8%. Эксперты даже начали предупреждать, что цены бензин могут пробить отметку в 100 рублей за литр.
Обратили внимание на проблему в Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс». Руководителю организации Владимиру Матягину пришлось записать видеообращение к президенту Владимиру Путину и топливным компаниям. Общественник попросил главу государства разобраться в сложившейся ситуации и «заставить топливные компании умерить свои аппетиты».
Тимур Хусаинов
Источник: