Новейший стиль разделения властей
Встреча Президента Рф с сенаторами. Кадр из видео веб-сайта kremlin.ru
Президент Владимир Путин на встрече с сенаторами посреди остального выделил значение той части принятых в летнюю пору поправок к Конституции, которая посвящена системе разделения властей. «Значительно расширяются возможности обеих палат парламента. Растет роль Госдумы в формировании правительства, Совета Федерации – в предназначении управляющих силовых ведомств, генпрокурора и его заместителей, прокуроров субъектов РФ», – увидел глава РФ.
Поправки вправду могут подтолкнуть к мысли о смещении баланса власти в сторону парламента в кадровых вопросцах. Но некие нюансы остаются неясными. К примеру, Госдума не согласовывает, а утверждает внесенную президентом кандидатуру главы правительства. В чем разница меж этими процедурами, не считая наименования? Назначается-то он все равно президентом буквально по той же схеме, что и ранее. Депутаты заодно говорят вице-премьеров и министров по представлению премьера, а президент не может отклонить эти кандидатуры. Не может отклонить либо должен назначить? В какие сроки? Могут ли депутаты в предстоящем воздействовать на утвержденного ими бюрократа – к примеру выразить ему недоверие? Перед предназначением силовых министров президент проводит консультации с Советом Федерации. В чем заключается эта новенькая процедура?
Намедни встречи с сенаторами Путин занес в парламент законодательные предложения, конкретизирующие эти поправки. В законопроекте о правительстве конституционные конфигурации дополняются (либо не дополняются – видимо, сознательно) необходимыми деталями. И эти детали и умолчания не молвят в пользу тезиса о существенном расширении возможностей парламента.
Последствия подмены «согласования» Госдумой кандидатуры главы правительства «утверждением» оставлены без пояснения – процедуре только терминологически придается большая значимость, но сущность ее не изменяется. В отношении утверждения Госдумой членов правительства по последней мере есть принципиальное следствие: президент «не вправе отказать в предназначении на должность» таковых кандидатов. Но, во-1-х, у депутатов не возникает никакого предстоящего воздействия на утвержденных ими членов правительства. Во-2-х, в положениях проекта не уточняется, когда президент должен назначить утвержденного министра (хотя сроки других процедур прописаны весьма кропотливо). Может, сходу, а может – через год? А может назначить – и сходу уволить. Поэтому что, в-3-х, законопроект предугадывает возникновение у президента права единолично принимать решения о отставках. В работающем законе отстранению члена правительства от должности формально обязано предшествовать представление главы кабмина. В проекте это ограничение снято, президент может действовать по собственному усмотрению.
А ах так будут смотреться консультации президента с сенаторами при предназначении силовых министров: глава страны заносит в Совет Федерации представление и «остальные материалы», а верхняя палата потом «информирует» его о «результатах рассмотрения». Настоящих возможностей парламентариям это не добавляет. И к слову, буквально по той же схеме сейчас будут определять генпрокурора: право сенаторов назначать главу надзорного ведомства по представлению президента поменяли на такового рода «консультационные услуги».
В разговоре с сенаторами Путин заявил о «укреплении и совершенствовании баланса, равновесия меж всеми ветвями власти при сохранении Рф как мощной президентской республики». Судя по кремлевским разработкам, президент, декларируя увеличение роли парламента, как и раньше сумеет действовать без особенных ограничений. Этот новейший стиль разделения властей был ярко проиллюстрирован тем фактом, что сенаторы в полном составе опосля первого осеннего заседания были приглашены на встречу с Путиным в Кремль – хотя логичнее было бы, чтоб президент сам приехал к ним.
Источник: