Пощечина наследникам Византии
Реджеп Тайип Эрдоган отождествляет себя не с основоположником Турецкой республики Кемалем Ататюрком, а с османским султаном Мехмедом II Завоевателем. Фото с веб-сайта президента Турции
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган планирует 15 июля совершить в Святой Софии 1-ый практически за 100 лет намаз. На 2 июля намечено заседание Госсовета Турции, в процессе которого ожидается отмена решения кабинета министров 1934 года о превращении этого монумента истории и культуры в музей. Для некогда 1-го из самых огромных христианских храмов уже куплены ковры в стиле эры султана Мехмеда II, который в 1453 году захватил Константинополь и преобразовал собор в мечеть, пристроив к нему четыре минарета. 29 мая, как и в прошлые годы, в Святой Софии прочли суру Корана Аль-Фатх («Победа») в память о завоевании Византии.
Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей 30 июня решительно осудил эти планы. «В 2016 году мы выслали письмо тогдашнему руководителю по делам религий и выразили нашу обеспокоенность по поводу конфигурации статуса собора Святой Софии, — произнес глава Константинопольской церкви, которая считается духовной наследницей византийской империи. — Этот храм не должен быть предпосылкой конфликта 2-ух народов. Он принадлежит не только лишь тому государству, которое обладает монументом, да и всему населению земли. Турецкий люд должен выделить всепригодную ценность этого монумента». «Святая София как музей служит местом и эмблемой встречи культур, солидарности и взаимопонимания меж христианством и исламом. Перевоплощение собора в мечеть настроит миллионы христиан по всему миру против ислама», — пригрозил патриарх. Намедни главу Константинопольской церкви в его стамбульской резиденции посетил засол США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в Турции Дэвид Сеттерфилд. Возможно, америкосы обещали Варфоломею дипломатичную поддержку, и тем приободрили духовного фаворита, который боится впрямую выступать против турецких властей, от которых он зависит.
Ну а что все-таки остальной мир? Против конфигурации статуса бывшего византийского собора первой выступила Греция. Афины и Анкара обменялись резкими заявлениями по этому поводу. МИД (Министерство иностранных дел — в ряде стран министерство, занимающееся вопросами внешней политики и международных отношений) Греции именовал недопустимым чтение Корана в стенках музея, напомнив, что прошлый собор – монумент глобального наследства ЮНЕСКО. «Это вопросец суверенитета. Греки вмешиваются, как если б Константинополь и Святая София находились на их своей местности. Афины не могут отдавать нам приказы, и мы не создадим ничего, что не сможем разъяснить», – парировал министр зарубежных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Греков поддержали армянский Константинопольский патриарх Саак II Машалян и засол США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) по вопросцам интернациональной религиозной свободы Сэм Браунбэк. В то же время католические епископы Турции пообещали не препятствовать планам правительства. «Мы – церковь, лишенная юридического статуса, и поэтому не можем давать никаких советов по поводу внутренних дел данной для нас страны. Хотя мы и желали бы, чтоб Святая София продолжала оставаться музеем, но вмешиваться либо даже официально высказывать мировоззрение относительно решения, которое касается только Турецкой Республики, мы не можем», – отметили в Конференции церковных епископов страны.
Откоментировали планы турок и в РПЦ. Председатель Отдела наружных церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) заявил: «Любые пробы поменять сегодняшний статус храма Святой Софии… приведут к нарушению тех хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов, которые сложились к истинному времени». «Естественно, это весьма нехорошее решение, и это пощечина всему православию и всему христианству. Православные христиане Турции уже со времени падения Константинополя, как досадно бы это не звучало, не имели и не имеют никаких прав на эту святыню, да и для нас угроза отмены декрета Ататюрка и перевоплощение Святой Софии в мечеть весьма чувствительна, ведь с сиим неповторимым монументом тесновато связана история крещения Руси. Сиим и обоснована реакция со стороны Российской церкви, полностью официально выраженная в словах митрополита Илариона. И мы знаем, что почти всеми православными христианами в различных странах мира его слова восприняты с состраданием и благодарностью», – пояснили «НГР» в ОВЦС. Тем не наименее пока по этому вопросцу не последовало особенного синодального заявления — в отличие от ситуации в Черногории, где развивается конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) властей с Сербской церковью. В ОВЦС отсутствие твердой позиции по Святой Софии не связываютс разрывом евхаристического общения с Константинопольским патриархатом из-за Православной церкви Украины (ПЦУ).
Глава умственного клуба «Катехон» Аркадий Малер в общении с «НГР» выделил: «Обретение Россией миссии Третьего Рима как раз обязано содействовать активной интернациональной позиции Российской церкви по защите всех православных храмов и артефактов во всем мире, а не замыканию на собственных узконациональных интересах и забвению остальных православных церквей и народов. Можно быть уверенным в том, что если Святая София в Константинополе вдруг будет обращена в мечеть, то со стороны нашей церкви последуют наиболее твердые заявления и замалчивать этот исторический эксцесс никто не будет. Тот факт, что это событие произойдет конкретно на данный момент, при правлении патриарха Варфоломея, естественно, будет естественным наказанием, попущенным Богом за канонические злодеяния, но никакого злорадства по этому поводу православные люди испытывать не могут, поэтому что хоть какой православный храм – это общеправославная святыня, а тем наиболее таковой, как София Константинопольская».
1-ый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что для РПЦ на данный момент еще важнее сохранить отличные дела с Эрдоганом. «Как знак христианства Святая София заинтересовывала Россию издавна, – произнес политолог «НГР». – Когда в Первую мировую войну Наша родина претендовала на контроль над заливами Босфор и Дарданеллы, стоял вопросец о том, чтоб возвратить Святой Софии статус христианского храма. На данный момент данная тема ушла в историю. Если б у РПЦ были отличные дела с патриархом Варфоломеем, то она быстрее мягко бы вступилась за собор, а так как случилось то, что случилось, то на данный момент у РПЦ иная неувязка: кто будет окормлять российских, отдыхающих в Турции. И РПЦ тут заинтересована не в поддержке Константинопольского патриархата и статусе собора, а в том, чтоб те российские туристы, для которых важен не только лишь удобный отдых, да и религиозная составляющая, могли тихо совершать церковные ритуалы. Потому Столичный патриархат не будет раздражать Эрдогана».
Президент Турции не раз заявлял о том, что не собирается отымать Святую Софию у туристов. «Собор туристы сумеют посещать, если он станет мечетью. Как это происходит с Голубой мечетью на площади Султанахмет», – заверил турецкий фаворит сначала июня. Правда, неясно, что будет с фресками и мозаиками, которые отчасти сохранились в соборе с византийских времен, а почти все из их извлечены на свет трудами реставраторов. Если они будут закрашены, как того велят мусульманские законы, то монумент растеряет свою туристскую привлекательность. Ведь почти все посещают Святую Софию конкретно для того, чтоб полюбоваться на свидетельства ее византийского прошедшего. Почти во всем благодаря следам христианской культуры входной билет в музей стоит 100 турецких лир (13 евро), тогда как посетить Голубую мечеть любой желающий может безвозмездно, но в специально отведенные для этого часы, когда там не совершаются богослужения. Ну и мечетей в городке предостаточно. В Стамбуле действуют порядка 3 тыс. молельных домов, а в районе, где размещена Святая София, как минимум семь исторических: Фатих, Аксарай, Лалели, Байязит, Султанахмет, Новенькая и Сулеймание. В марте 2019 года в азиатской части городка была открыта наибольшая мечеть в Турции – Чамлыджа, в какой сразу могут совершать молитву наиболее 60 тыс. человек.
«Святая София нужна Эрдогану лишь в качестве ревизии политики Ататюрка, – считает Макаркин. – Но так как президент не может вполне дискредитировать культ Ататюрка в стране, то он таковыми методами пробует его повредить. Потому что кандидатурой основоположнику республики выступают два взаимосвязанных фактора: султанат и халифат, то Эрдоган стремится апеллировать конкретно к ним. И в собственных речах он обращается не к Ататюрку, а к периоду правления султана Мехмеда II, который захватил Константинополь и преобразовал Святую Софию в мечеть. Эрдоган стремится показать себя не только лишь продолжателем его традиций, да и неформальным преемником». «В современной Турции эта тенденция воспринимает все наиболее активный нрав», – заключил эксперт.
Источник: