Родион Щедрин возвратился в alma mater
Родион Щедрин опосля презентации хорового сборника. Фото Эмиля Матвеева/Пресс-служба Столичной консерватории
Без преувеличения, жив классик возвратился домой – в Московскую консерваторию, которую закончил больше 50 годов назад. Автор представил собственный новейший хоровой сборник «Родион Щедрин. Век 20 1-ый…», вышедший в челябинском издательстве MPI вместе с германским издательством Schott. Заглавие сборника как недозволено лучше подчеркивает щедринский «прицел на будущее», его сочинения, почти во всем опередившие свое время.
В русские годы автор не страшился экспериментировать с сонорикой, алеаторикой и додекафонией (фактически нелегальными тогда композиторскими техниками – но любимыми у сегодняшних студентов-композиторов). Он по праву числился одним из фаворитов тогдашней современной академической музыки, хотя и причислял себя к поставангардным художникам. Сейчас Щедрин, может быть, «крайний из могикан» вместе с Софией Губайдулиной – хранитель практически ушедшей музыкальной эры величавых людей. Вообщем, его творчество как и раньше не теряет собственной актуальности. В свои 88 лет Родион Константинович продолжает придумывать произведения (процесс не прерывался и в пандемию), дает мастер-классы, с энтузиазмом изучает работы юных коллег. И вот в конце концов мэтр решил повстречаться со студентами и педагогами Столичной консерватории и остальных творческих вузов. Их оказалось прогнозируемо много, но Рахманиновский зал, привыкший к гостям такового уровня, вместил всех желающих.
На встрече Родион Щедрин в большей степени делился мемуарами – о собственной дружбе с внучкой Льва Толстого и с поэтессой Лилей Брик, и с большенный теплотой – о учебе в Хоровом училище (сейчас – Академия хорового искусства имени Попова): «Это был кое-где 1943–1944-й год – голодное, прохладное, но возвышенное время, которое я постоянно вспоминаю с благодарностью». По словам композитора, в молодости он желал стать мореплавателем, но волею судьбы оказался у самого Александра Свешникова – знаменитого хормейстера и преподавателя, чьи занятия отличались особенной дисциплиной: «Там была реальная муштра. Мы пели любой денек полтора часа без перерыва – и все полтора часа недозволено было ни на что облокачиваться», – признавался автор. Разговор зашел и о композиторах. На вопросец модера встречи, ректора Столичной консерватории Александра Соколова, чувствует ли сейчас Щедрин в композиторском обществе несчастный конфликт «отцов и деток», Родион Константинович дал ответ, что да, чувствует – но не меж поколениями, а посреди юных, которые «пишут лишь себе и для собственных коллег», отчуждены и часто обижены друг на друга.
Отдельная часть беседы была посвящена фактически хоровому сборнику. Зачинателем его сотворения стал художественный управляющий Камерного хора Столичной консерватории Александр Соловьев, с которым композитора связывает давнишняя дружба (а хоровой коллектив не раз представлял премьеры его сочинений). В сборник, объединивший внутри себя картины Давида Бурлюка и стихотворения возлюбленных поэтов Щедрина Владимира Маяковского, Андрея Вознесенского, Николая Асеева и остальных, вошли сочинения, написанные им в XXI веке, – от версии одной из частей хоровой оперы «Сударыня Морозова» (2008) до «Эпиталамы» (2021), удалого марша с игрой слов. «Век 20 1-ый…» – на самом деле, микрокосмос самого композитора, собранный из различных деталей его актуальной мозаики: тут и реакция на погибель супруги Майи Плисецкой («Месса поминовения»), и воспоминание от молодежи в русских глубинках («Серенада»), и философские думы о нескончаемом («Хлебников-триптих»). Да и совместно с тем это реальная энциклопедия хоровых приемов, требующая мастерства выполнения. Его с блеском и показал Камерный хор: в интермедиях меж монологами композитора коллектив спел «Бурлеску» на стихи Асеева, «Притчу» на стихи Глазкова, три российские народные пословицы в сценическом воплощении режиссера Нины Нижарадзе, также «Причту» – новое хоровое сочинение давно ожидаемого гостя.
Источник: