“Роснефть” представила концепцию экологического развития
К 2035 году компания “Роснефть” планирует развить масштабную программу лесонасаждения для компенсации выбросов парниковых газов в атмосферу, сократить интенсивность выбросов метана и выбросов в нефтегазодобыче, достичь нулевого рутинного сжигания попутного газа.О новых целях Роснефти журналистам рассказали представители компании, в ходе пресс-конференции, посвященной «Плану по углеродному менеджменту до 2035 года».
“План включает в себя крайне важные цели по сокращению выбросов углекислого газа, соответствующие отраслевым ориентирам по ряду показателей, — рассказал в ходе пресс-конференции первый вице-президент “Роснефти” Дидье Касимиро. — Мы стремимся предотвратить выбросы парниковых газов в объеме 20 млн т эквивалента CO2. Мы взяли на себя обязательство снизить интенсивность выбросов парниковых газов в разведке и добыче на 30%, и это позволяет нам выйти на очень конкурентоспособные уровни производительности. Кроме того, мы планируем снизить интенсивность выбросов метана до уровня ниже 0,25%, и это с учетом уже достигнутого сокращения на 55%, начиная с 2017 года. Мы также установили цель по доведению до нуля объема факельного сжигания”.
Сегодня “Роснефть” — уже в лидерах среди основных нефтегазовых компаний мира по показателю интенсивности прямых выбросов углерода, который также известен, как Scope 1. Новый “План по углеродному менеджменту до 2035 года” охватывает работу по снижению энергетических косвенных выбросов — Scope 2 и сокращения выбросов от использования потребителями продукции компании — Scope 3. Для этого “Роснефть” разрабатывает сейчас новые экологически чистые виды топлива, такие как: водород, биотопливо и экологичное авиатопливо. Также компания планирует построить 36 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. До 2028 года завершить строительство 166 станций, модулей при АЗС по реализации компримированного газа и 100 модулей и станций с технологией сжиженного природного газа. Также реализуется пилотный проект по оснащению АЗС станциями зарядки электроавтомобилей. “Для нас эта тема является очень важной, — отметил советник вице-президента по промышленной безопасности, охране труда и экологии “Роснефти” Тайрон Калпи. — Мы очень детально анализируем все методики по снижению Scope 3 и пытаемся понять, что можно сделать в рамках лучших международных практик”.
«Роснефть” уже вложила в программу по утилизации ПНГ около 2 млрд долларов. Изменяя структуру производства в пользу более экологически чистых продуктов, компания увеличивает добычу газа и его долю. Так, в 2013 – 2020 годах добыча газа компанией увеличилась в 1,6 раза — до 62,8 млрд куб. м в год. А по итогам 2020 года доля газа превысила уже 20% от общей добычи углеводородов “Роснефти”. «Роснефть» ожидает, что доля газа в совокупной добыче углеводородов компании к концу 2022 года вырастет до 25%, в том числе, благодаря запуску проекта Роспан, а также разработке сеноманских залежей Харампурского месторождения», -заявил первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро.
При этом попутный нефтяной газ — ПНГ, планируется утилизировать до 95%. Компания собирается использовать его для генерации электроэнергии на местах добычи нефти, организовать поставки потребителям в качестве топлива или загнать обратно в пласт. Подобными способами ПНГ уже утилизируют на 95% на обществах: “Самотлорнефтегаз”, ООО “РН-Ванкор”, “РН-Пурнефтегаз”, “Харампурнефтегаз”, Северное Чайво, “Башнефть-добыча” и “Соровскнефть”. Все новые проекты реализуются с учетом возможности внедрения современных технологий и необходимости снижения углеродного следа. Например, как при проектировании “Восток Ойл” — одного из основных и наиболее перспективных в мировой отрасли проектов компании.
“Первое, что необходимо сказать — проект “Восток Ойл” с самого начала разрабатывается, как низкоуглеродный, — отметил в разговоре с журналистами вице-президент по промышленной безопасности, охране труда и экологии “Роснефти” Брайан Маклеод. — Расчетная интенсивность выбросов на проекте составит 12 кг СО2 за баррель. Тогда как, согласно данным расчета Wood Mackenzie, средняя величина для новых месторождений составляет 50 кг СО2 за баррель нефти”.
На месторождениях “Восток Ойл”, для генерации электроэнергии, уголь заменят на природный газ. “Будет использован весь попутный нефтяной газ, что позволит нам не сжигать его на факеле, — уточнил Брайан Маклеод. — И еще для энергообеспечения данного проекта планируется использование генерации ветрового типа. Уже проведены соответствующие метеоисследования — там, где это возможно, мы оборудуем специальные ветровые поля”.
Выброс метана на месторождениях проекта составит 0,2%, что соответствует лучшим мировым практикам. “На некоторых наших объектах были реализованы пилотные проекты по идентификации утечек метана, — рассказал Маклеод. — И я хотел бы отметить, что здесь мы уже являемся лидерами. Наш опыт по реализации программ по утечке метана будет перенимать BP”.
По словам Тайрона Калпи, технология улавливания, использования и хранения углекислого газа (CCUS), внедряемая в сотрудничестве с BP, будет ключевым инструментом достижения целей Парижского соглашения. «CCUS – ключевой аспект нашего взаимодействия с BP. Но так как мы находимся на ранней стадии (разработки этой технологии), в прошлом году мы начали и продолжаем поиск возможностей. В своем плане по углеродному менеджменту до 2035 года мы наметили запуск пилотного проекта CCUS примерно на 2028 год, — сказал Калпи. — Также мы взаимодействуем с нашими коллегами из нефтегазовой отрасли в рамках метановой инициативы «Руководящие принципы по снижению выбросов метана в производственно-сбытовой цепочке природного газа». Именно в рамках этой инициативы мы работаем с ВР над пилотным проектом по обнаружению и сокращению выбросов метана при факельном сжигании. Мы будем сотрудничать с другими компаниями, потому что мы считаем, что это взаимовыгодное партнерство, которое поможет нам и всему миру сократить выбросы парниковых газов». По словам экспертов, «Роснефть» на тонну СО2 обеспечивает около 60 тыс. рублей налогов, тогда как у «Газпрома» и «Норникеля» этот показатель составляет около 11-12 тыс. руб».
«Роснефть» смогла укрепить свои позиции международных ESG-рейтингах, даже несмотря на то, что находится под санкциями. «Это свидетельствует об устойчивой бизнес-модели компании, способности сохранить конкурентные, фундаментальные показатели, — уверен Касимиро. — Компания является лучшей российской нефтегазовой компанией в ряде признанных международных ESG рейтингов — Refinitiv, Bloomberg, глобальном корпоративном рейтинге в области прав человека CHRB; входит в число ведущих компаний в международных рейтингах CDP в категориях «климат» и «водные ресурсы». В конце 2020 года рейтинг «Роснефти» FTSE Russell был повышен до 3,9 баллов по пятибалльной шкале. По своим показателям компания опередила 84% участников рейтинга международной нефтегазовой отрасли Индекса отраслевой классификации (ICB supersector)». Однако высокие строчки в ESG-рейтингах — это не самоцель для «Роснефти». «Это отражение текущей деятельности компании и показатель устойчивости ее бизнес-модели. Привлекательность компании для инвесторов продолжит расти», — говорит первый вице-президент “Роснефти”. Отметим ,что накануне акции компании пробили очередной исторический максимум в 533 руб.
Важной частью работы компании, по словам ее руководителей, стала разработка более экологичных видов топлива, а план по углеродному менеджменту до 2035 года предусматривает последовательное сокращение выбросов от использования потребителями продукции «Роснефти». Вот почему , по итогам 2020 года более чем вдвое было увеличено производство топлива «Евро-6» с улучшенными экологическими характеристиками — до 1,3 млн тонн. Напомним, «Роснефть» в 2018 году первой в РФ начала выпуск и продажу бензина с улучшенными экологическими характеристиками “Евро-6”, в 2018 году выпуск этого вида топлива на НПЗ “Роснефти” составил 0,2 млн тонн, в 2019 году вырос до 0,6 млн тонн, а уже в 2020 году — до 1,3 млн тонн. Таким образом, всего за три года компания увеличила производство «Евро-6» более чем в 6 раз. По итогам 2020 года бензин “Евро-6” реализовывался на более чем 750 АЗС “Роснефти” в 11 регионах России. Это серьезный вклад в сохранение экологического равновесия в этих субъектах Федерации, ведь бензин «Евро-6» содержит на 20-40% меньше серы, бензола и ароматических углеводородов, чем обычные виды топлив. Переход на такой вид бензина приводит к уменьшению токсичности выхлопных газов.
Сегодня на НПЗ и многочисленных терминалах по всей Германии дочернее предприятие «Роснефти» — Rosneft Deutschland — осуществляет блендинг более 500 000 тонн биотоплив в год. Топливо с биокомпонентами компания поставляет клиентам на территории Германии, Польши и Австрии.
Алексей Салин, советник по стратегическому планированию и инвестициям в ранге вице-президента «Роснефти» рассказал, что приобретеннный в Германии опыт может быть применен в южных регионах России, климат в которых подходит для выращивания соответствующих сельскохозяйственных структур и производства биокомпонентов. «Здесь, правда, надо отметить, что необходимо появление соответствующих стимулов», — подчеркнул Салин.
Всего в ближайшие пять лет «зеленые» инвестиции компании составят 300 млрд рублей. По словам Алексея Салина,«сейчас порядка 30% зеленых инвестиций Роснефти направляется на сокращение выбросов парниковых газов. В среднем зелёные инвестиции составляют порядка 5% от нашей совокупной инвестиционной программы. В будущем мы ожидаем, что эта доля будет расти».
Источник: