Россиянам дали «период охлаждения» для возврата денег за навязанные банками услуги
Новые поправки в федеральный закон о потребительском кредитовании призваны убедить финансовые организации тщательнее подходить к выбору партнеров.
С сегодняшнего дня, 30 декабря 2021 года, в России вступила в силу обновленная редакция закона «О потребительском кредите», согласно которой заемщики получили право на компенсацию стоимости «привязанных» услуг.
Речь идет о пунктах к основному договору о выдаче кредита или займа, по которым финансовые организации «навешивают» клиентам дополнительные платные услуги. Теперь заемщик вправе аннулировать все эти пункты в течение 14 календарных дней после подписания договора — и получить обратно выплаченные по ним деньги.
Эти две недели называются «периодом охлаждения», и раньше он действовал только по договорам добровольного страхования, в которые страховщики тоже, как и банки, зачастую включают дополнительные пункты с платными услугами.
Такой механизм должен способствовать более тщательному выбору кредиторами партнеров — поставщиков дополнительных услуг. Кроме того, теперь закон запрещает заранее проставлять в документах на кредит или заем значки (например, галочки), означающие согласие заемщика на оплату дополнительных услуг. Услуга может быть оформлена, только если человек самостоятельно проставит такую отметку.
Еще одно новшество затрагивает «галочки» в пунктах договора о дополнительных услугах: если до сих пор банку разрешалось проставлять их заранее, чтобы клиент своей подписью дал согласие на получение услуг, то теперь все отметки подобного рода должен делать в документе сам заемщик.
По новым правилам, как пояснила пресс-служба Банка России, заемщики могут подать заявления о возврате средств за ненужные услуги, обратившись в ту компанию, которая эти услуги предоставляет (например, в страховую компанию, полис которой банк «прицепил» к кредитному договору).
«В течение семи рабочих дней она должна перечислить деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. Если организация уклоняется от этой обязанности, то следует подать заявление о возврате уже в банк или микрофинансовую организацию», — пояснили в Центробанке. Финансовой или микрофинансовой организации в таком случае предоставляется семь рабочих дней на то, чтобы вернуть клиенту его деньги.
Напомним, право отказываться от навязанных банками страховых полисов у заемщиков появилось еще в 2016 году, однако, как констатируют эксперты, по факту кредитные организации под угрозой отказа в выдаче кредита все равно умудряются так или иначе принудить клиента к оформлению страховки.
В последние годы уровень закредитованности россиян планомерно ставит один рекорд за другим. Специалисты советуют всем, кто планирует оформлять кредит, внимательно изучить в договоре всю информацию, связанную с процентной ставкой — она зачастую может оказаться гораздо выше, чем в рекламном буклете или объявлении на сайте банка.
Ольга Лазарева
Источник: