«Снегурочка», либо С легким паром!
Любой персонаж, по плану режиссера, олицетворяет отдельные периоды в истории Рф (Снегурочка – Дарья Авратинская и Дед Мороз – Александр Трофимов). Фото агентства «Москва»
В Театре на Таганке свершилась давно ожидаемая премьера «Снегурочки» в постановке Дениса Азарова. Режиссер адаптировал сказку Александра Островского к современности, придав ей смелое оригинальное звучание.
С первых минут мы осознаем, что действие разворачивается никак не в «доисторическое время», как заявлено в ремарке у классика, поэтому что сценография сведена к полностью определенному интерьеру русской квартиры: неразобранная елка, кресло, торшер, цветной телек с бессмертной «Драматичностью судьбы» – лейтмотивом спектакля. Ждя Деда Мороза (Александр Трофимов), ворчливая Весна (Мария Матвеева) от скукотищи переключает каналы, но там демонстрируют только всесущие Черемушки с типовыми новостройками. В одной из таковых новостроек живет и отец Снегурочки: сцену обрамляет декорация, изображающая потрепанный, но довольно крепкий панельный блок. От сказочного зимнего дворца остался ледяной пол, который с приходом Весны демонтируют рабочие. В помещении клубится пар – отсылка к тому же кинофильму Рязанова и неоднозначный образ, пару раз трансформированный в протяжении спектакля. Пока же он гласит о том, что в квартире не топят.
Снегурочка (Дарья Авратинская) – застенчивая девченка не от мира этого, дитя свободы и строгости сразу. Женщина желает на волю, чтоб слушать «человеческие песни», а не сушить грибы и увядать в заточении. Свои песни она вправду получит, встретившись с поп-звездами – Лелем (Павел Лёвкин) и Леной Прелестной (Мария Матвеева), также с владыкой поп-музыки Берендеем (Павел Комаров): он красиво возникает на сцене с хитом Киркорова «Снег», феноминально отразившим историю героини. Основная идея спектакля по сути прозрачна: если хочешь идти – иди, но в конце пути ничего не возвратить.
Зритель принимает Снегурочку не попросту как хрупкую девченку из сказки, но как метафору всей нашей страны. Елка, «Голубой огонек», «Драматичность судьбы» обычно символизируют пришествие Новейшего года, а в пьесе они будто бы маркируют смену эпох. Любой персонаж, по плану режиссера, олицетворяет отдельные периоды в истории Рф. Из русского королевства Мороза Снегурочка попадает в «лихие» девяностые, другими словами в жилье Бобыля и Бобылихи (Игорь Пехович и Филипп Котов). Эти «супруги» носят растянутые спортивные костюмчики и грезят разбогатеть за счет красы собственной новейшей доченьки. В их квартире витает сигаретный дым. Что греха таить, и сама Снегурочка время от времени покуривает, отдыхая от мытья полов. Тут она знакомится с модным парнишей Лелем, растягивающим слова, как жевательную резинку, и вышагивающим от ноги, и Мизгирем (Алексей Гришин) – таинственным человеком в черном костюмчике, очевидно причастным к криминальному миру. Юные люди ассоциируются с поколением первых десятилетий XXI века, они герои собственного времени, но не герои романа Снегурочки. Самовлюбленному Лелю не нужна детская привязанность, а Мизгирь очень настойчив, требователен и жесток.
Сигаретный дым квартиры сменяется эстрадным розовым туманом в королевских палатах, в 3-ем действии берендеи тусуются у реального бассейна, где скоро и растает злосчастная Снегурочка. По драматичности судьбы из рук грозного отца, который все живое заковывает в лед, она попадает в страстные, гибельные объятия не наименее грозного Мизгиря. Финишная картина приводит в кошмар: потолок падает на бассейн, и место заволакивает красная дымка под хоровую песню обновления природы «Красноватое Солнце наше! Нет тебя в мире краше». Но в контексте увиденного представляешь для себя не солнечные лучи, а пламя ада либо крематория. И если герой Рязанова намедни Новейшего года посещал с друзьями баню, то Снегурочка Азарова, желая искренней, незапятанной любви, угодила в историческую парилку и не выдержала высочайшей температуры. Броско, что на поклон все актеры вышли в халатиках, будто бы лишь что за кулисами коллективно парились березовыми вениками.
Зритель подготовлен к схожей развязке, ведь ранее очаровательный правитель, купаясь в рукоплесканиях, пророчески изрек: «Снег растаявший, он – вода». Современная русская эстрада не приносит героине ничего новейшего, не считая каверов на те же русские песни вроде «Я задал вопрос у ясеня» и «Вернись, лесной олень», а берендеевы палаты покоятся на древнем русском фундаменте – панельный дом не исчезает до конца спектакля, ждя реновации.
Источник: