Стройку «Величавого Турана» начинается с битвы за Карабах
Фото Reuters
Анкара начинает играться наиболее значимую роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе (НК). Глава Азербайджана Ильхам Алиев заговорил о способности начала мирного диалога, при всем этом он практически повторил слова Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что «в предстоящем мирном процессе Турция непременно обязана находиться». Азербайджанское управление просит включить в состав сопредседателей Минской группы ОБСЕ Турцию, чтоб обозначить новейшие требованию по урегулированию конфликта вокруг НК. «Просто восстановление режима прекращения огня не быть может темой переговоров. У нас есть требования. Нам должны быть предоставлены весьма суровые гарантии, и международные посредники должны их подтвердить», – заявил Алиев.
Тема вывода армянских войск из Нагорного Карабаха как условие для начала мирного процесса в регионе уже дискуссировалась в международном обществе. В марте 2008-го Генассамблея ООН приняла резолюцию с требованием «незамедлительного, полного и беспрекословного вывода всех армянских сил со всех захваченных территорий Азербайджанской Республики» при 39 голосах «за», 7 «против» и 100 воздержавшихся. Страны – сопредседатели Минской группы ОБСЕ (США, РФ, Франция) высказались против принятия данной для нас резолюции, так как она, по их воззрению, носила однобокий нрав. Турция тогда этот тезис поддержала. И на данный момент этот вопросец под гром войны снова выносится на обсуждения.
Поддержат ли на данный момент страны – сопредседатели Минской группы предложение Баку и Анкары о выводе армянских войск из НК, непонятно. Но есть основания считать, что для армянской стороны это решение неприемлемо. Во вторник председатель Нацсобрания НК Артур Товмасян заявил, что Карабах не собирается просить о перемирии и просит включить республику в переговорный процесс как третью сторону. А означает, скорее всего, кровопролитие в Карабахе продолжится. Судя по боевым действиям, военный потенциал Азербайджана при очевидной поддержке Турции существенно выше, чем Армении. Постепенное выматывающее противника пришествие азербайджанских сил в Карабахе, если война не будет остановлена, принесет им фуррор. Прибытие же 10-ов тыщ беженцев из НК для союзника Рф может обернуться гуманитарной аварией.
«В геополитическом плане таковой расклад для РФ невыгоден. Даже если Ереван согласится на ввод русских миротворцев в зону конфликта, Баку, поддерживая Анкару, будет давать присутствие там и турецких голубых касок», – считает военный эксперт, полковник припаса Шамиль Гареев.
Аналитик Андрей Медведев также считает, что в дальнейшем мирном процессе вокруг карабахского конфликта Анкара может играться вырастающую роль. «Франция и США заявили, что хотят и далее быть посредниками в мирном процессе, а стороны должны неоспоримо закончить огнь. Это, пожалуй, основное. Но это заявление не только лишь и не совершенно про Карабах. Оно про Новейшую Османскую империю. То, что построение такой в той либо другой форме – план Турции, ясно хоть какому. И если Анкара станет посредником в переговорах Еревана и Баку, это будет еще одним камнем в фундамент Османской империи 2.0.». Такому рвению Турции, считает эксперт, будут противодействовать не только лишь РФ, да и остальные страны – посредники по урегулированию конфликта в НК. Медведев направляет внимание на то, что «присутствие Рф в регионе тоже для Запада не подарок. И безупречная схема – российских выжать, турок не пустить, взять все самим. Либо как минимум на это раз пресечь имперские амбиции Эрдогана. Напрасно, что ли, Вашингтон столько вкладывал в Армению? Чтоб туркам вот взять все и дать? Ну, нет», – рассуждает он.
Меж тем эксперт по Центральной Азии (ЦА) Роберт Тен показывает, что мысль «Величавого Турана» уже реализуется Турцией в неких республиках СНГ. И это не наилучшим образом влияет на позиции РФ в регионе. «Проект начался в 1990-х, опосля распада СССР, – гласит эксперт. – Ряд СМИ, в том числе и русские, цитировали не так давно слова турецкого создателя Каана Сарыайдына о том, что 29 октября, предположительно на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных стран, «будет объявлено о разработке объединенной армии тюркских государств – армии «Величавого Турана». Тен припоминает, что о этом писало знатное турецкое издание Uluslarası Politika Akademisi. «Это связывалось с перспективой развития Ассоциации правоохранительных органов военного статуса Евразии, в формате которого предполагалось объединение правоохранительных органов с военным статусом Турции, Азербайджана, Киргизии и Монголии. Таковая «армия», как утверждало издание, «объединяющая правоохранительные органы с военным статусом», будет насчитывать 2,8 млн боец», – отмечает Тен. При всем этом Киргизия считается союзником Рф, а Монголия и Азербайджан были и пока остаются неплохими, надежными партнерами. Эксперт показывает на то, что Telegram-каналы, освещающие тему «Величавого Турана» в ЦА, пишут, что «с начала 90-х в Азию повалили турецкие проповедники и рекой потекли инвестиции. С единственной целью – установить «пантюркистский мир и братство». И исламизация некогда светского региона привела к его радикализации.
Тен направляет внимание на то, что Турция закрепляется в Центральной Азии уже пару лет. Прошлый узбекский фаворит Ислам Каримов опосля постсоветского периода дружбы с Турцией 10 годов назад решил ограничить культурное воздействие Анкары и даже в 2012-м воспретил в стране турецкие телесериалы. Но опосля его погибели, в июле 2017-го, при новеньком руководстве в Ташкенте был подписан большенный пакет соглашений о военном и военно-техническом сотрудничестве 2-ух государств, в том числе документы предполагали «отправку узбекских военных на обучение в Турцию». А в 2019 году турецкие подразделения были увидены на узбекском полигоне Фориш, где проходили совместные с Пакистаном военные учения. «Мы не можем диктовать свою волю остальным странам, но роль Турции и Пакистана в маневрах в Узбекистане принуждает задуматься. Для чего Турции, находящейся за тыщи км от данной для нас страны, Узбекистан?» – задается вопросцем эксперт.
Хотя основным лоббистом интересов «Величавого Турана», по воззрению Тена, в ЦА Анкара считает не столько Узбекистан, сколько Киргизию. Роберт Тен гласит, что к волнениям в Бишкеке имеют отношение протурецкие силы: «В процессе этих событий освобожден фаворит оппозиционных группировок экс-глава Киргизии Алмазбек Атамбаев». «Еще в 2011 году во время визита в Киргизию Эрдогана Атамбаев, будучи премьером страны, укрепил свою дружбу с Анкарой. Тогда меж 2-мя странами была достигнута договоренность о передаче 1 млн долл. в качестве денежной помощи для Вооруженных сил Киргизии, турецкая сторона выделила средства на строительстве новейшей базы в городке Оше для Военного института ВС Киргизии. По моим данным, лишь официально Турция оказала Киргизии военно-техническую помощь на сумму наиболее 20 млн долл. Сколько из данной для нас суммы досталось клану Атамбаева, пока непонятно. Но опосля этого дискуссии о развертывании в Оше очередной русской военной базы закончились», – увидел эксперт.
Источник: