Судный Татьянин денек Как русская власть боролась с возлюбленным храмом русского студенчества
В 1755 г. императрица Елизавета Петровна в ответ на прошение графа Ивана Ивановича Шувалова подписала указ «О учреждении Столичного института». Случилось это 12 января (25 по н.ст.), в денек, когда Правоверная церковь отмечает память христианской страдалицы Татианы. Так Татьянин денек стал деньком рождения института, и храм науки обрел небесного покровителя.
Вид церкви без надписи на фасаде.
Храму быть…
Скоро Столичный институт получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Барятинского на Моховой улице, где по проекту известного зодчего Матвея Казакова и на средства императрицы Екатерины II в 1786-1793 гг. было построено его основное здание1. В левом флигеле была устроена 1-ая институтская домовая церковь во имя святой страдалицы Татьяны. С сих пор и ведет отсчет традиция устроения Татьянинских храмов в высших учебных заведениях.
В 1812 г. большой пожар при нашествии Наполеона практически стопроцентно уничтожил здание института, а совместно с ним и Татьянинскую церковь. Опосля этого четверть века институтским храмом служила верхняя церковь примыкающего храма Жору на Красноватой Горке2. Там в 1825 г. студенты присягали величавому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю.
В 1832-1833 гг. институт при поддержке Николая I заполучил у семьи Пашковых усадьбу на углу Моховой и Никитской3. В перестроенном под началом конструктора Е.Д. Тюрина главном доме было предвидено и пространство для домового храма. Он был освящен 12 сентября 1837 г. митрополитом Столичным Филаретом (Дроздовым) в присутствии министра просвещения С.С. Уварова. Первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Петр Матвеевич Терновский (1798-1874). Тут отпевали писателя Н.В. Гоголя (1852) и поэта А.А. Фета (1892), историков Т.Н. Грановского (1855), С.М. Соловьева (1879) и В.О. Ключевского (1911), физика А.Г. Столетова (1896), первого избранного ректора института С.Н. Трубецкого (1905), также почти всех остальных профессоров.
Указ императрицы Елизаветы о учреждении Столичного института.
Любой год в Татьянин денек в институтской церкви торжественно служили торжественный молебен с акафистом святой покровительнице. Опосля обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного денька, а позже уже по всей Москве гуляла студенческая вольница. Литератор начала XX в. П. Иванов отмечал: «Из залы [ресторана] выносятся растения, все, что есть драгоценного, ценного, все, что лишь можно вынести. Фарфоровая посуда заменяется глиняной. Число студентов вырастает с каждой минуткой. Обед сопровождался тостами, речами, пением. Исчезает вино и закуска. Возникает водка и пиво. Поднимается немыслимая кутерьма. Все уже пьяны. Кто не опьянен, желает показать, что он опьянен. Все безумствуют, одурманивают себя сиим безумствованием. Воцаряется безграничная свобода». В этот денек правоохранительных органов было предписано не арестовывать, а аккомпанировать до дому особо подвыпивших и «потерявшихся» студентов
<hr/>
Закрыть и устранить
При большевиках пришли другие времена. В январе 1918 г. принимается декрет Совнаркома «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», предусматривавший и отделение школы от церкви. Не случаем его 9-я статья говорила: «Преподавание религиозных вероучений во всех муниципальных и публичных, также личных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается»4.
В отношении домовых церквей при учебных заведениях Наркомпрос принял особое постановление, обязывающее местные власти к 1 сентября окончить процесс их ликвидации (см. Док. N 2).
Татьянинский храм при МГУ был закрыт 16 августа 1918 г., и с этого денька богослужение в нем не проводилось. Понятно, что около 200 студентов, педагогов и служащих подавали на имя М.А. Мензбира, тогдашнего ректора университета5, заявление «с просьбой возбудить ходатайство о признании этого храма приходской церковью Институтского района». Но из этого ничего не вышло. Церковное здание передали в ведение МГУ и было «рекомендовано» применять его под клуб. Правда, создать это было нереально, так как все имущество и весь внутренний интерьер оставались нетронутыми, а Наркомпрос не торопился все вывозить, потому что планировал устроить тут музей6.
В новеньком учебном 1918/1919 году в аудитории Столичного института должны были придти новейшие студенты — вчерашние рабочие и фермеры. Для их, как считала власть, храм не нужен, как не нужен и планируемый в нем музей церковной старины.
<hr/>
Красиков протестует
Прямо до мая 1919 г. ситуация с Татьянинским храмом оставалась «замороженной». Но храм все равно находился в общественном русском пространстве, чему содействовали его наружные индивидуальности: икона на наружной стенке, древесный четырехконечный крест на крыше и надпись на фронтоне «СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЪ ВСЕХЪ». По воззрению заведующего VIII отделом Наркомюста П.А. Красикова,7 это свидетельствовало о ненадлежащем выполнении Декрета «О монументах Республики» о удалении с улиц и площадей Москвы и остальных городов, из всех общественных мест королевских эмблем, надписей, заглавий, гербов, икон и других религиозных предметов (см. Док. N 1).
Досталось от Красикова и центральным властям в твердом письме в Наркомпрос (см. Док. N 3), на которое стремительно дал ответ замнаркома просвещения узнаваемый историк М.Н. Покровский (см. Док. N 4). Красиков востребовал разъяснений и от коменданта Кремля П.Д. Малькова по поводу «доски на Никольских воротах, удостоверяющей о каком-то чуде», и которая «возбуждает почти всех товарищей-коммунистов»8. Мальков практически через пару дней доносил, что «доска, находящаяся на Никольских воротах, снята»9.
7 июля 1919 г. вопросец «о ликвидации церков[ных] религиозных эмблем на здании 1го Столичного муниципального института» сначала был рассмотрен в подготовительном порядке на заседании Малого Совнаркома, а 8 июля — на заседании Совнаркома (см. Док. N 5).
Вынос церковных ценностей из храма. 1920-е гг.
<hr/>
Наука — трудящимся
В ночь с 17 на 18 июля 1919 г. «ликвидация Татьянинского храма» началась. Были удалены икона со стенки, крест на крыше и надпись на фронтоне строения. Основное действо по упразднению домовой церкви намечено было на 24 июля (см. Док. N 7-10).
Предметы, имевшие историко-художественное значение, забрал Музейный отдел Наркомпроса (см. Док. N 11-12). Часть икон и утварь были переданы в церковь св. Жору на Красноватой Горке. Решением Столичного епархиального совета (октябрь 1919 г.) к данной же церкви была причислена община институтского прихода. В 1920 г. тут тайком праздновали Татьянин денек — в 165летний юбилей института10.
В опустевшем бывшем домовом храме устроили читальный зал юридического факультета. Чуток позднее на фронтоне строения возникла новенькая надпись: «Наука — трудящимся». В 1922 г. в бывшем храме открыли студенческий клуб, куда приходили и где выступали А.В. Луначарский и Н.И. Бухарин, актер Василий Качалов, певец Леонид Собинов, поэт Владимир Маяковский. Тут же в 1936 г. академик Н.Д. Зелинский предложил присвоить вузу имя М.В. Ломоносова, что и вышло в 1940 г. в деньки празднования 185летнего юбилея МГУ11.
С 1958 г. под патронатом величавой российской актрисы А.А. Яблочкиной (1866-1964) в здании бывшей церкви открылся студенческий театр. В различные годы им правили Сергей Юткевич, Ролан Быков и Марк Розовский. Из Студенческого театра МГУ вышли Марк Захаров, Алла Демидова, Ия Саввина и почти все остальные именитые люди русского искусства.
<hr/>
И вновь звучит молитва в храме…
В Татьянин денек 1991 г. в первый раз опосля долголетнего перерыва в храмовых стенках отслужен молебен святой Татьяне. В 1992 г., выступая в МГУ, патриарх Алексий II выразил пожелание о открытии храма в институте. В последующем году группа профессоров обратилась к ректору В.А. Садовничему с предложением вернуть домовый храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ в декабре 1993 г. постановил: «Вернуть в прежнем виде строительный монумент — здание Столичного института по ул. Герцена,
1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Столичного института».
25 января 1995 г., в Татьянин денек, вновь была освящена домовая церковь. Позже на первом этаже строения был освящен новейший придел во имя святителя Филарета, митрополита Столичного. В 1995-2001 гг. храму были возвращены его отличительные исторические индивидуальности: на крыше установили древесный крест, на фасаде расположили мозаичную икону страдалицы Татьяны, на аттике храма восстановлена прежняя надпись: «СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЪ ВСЕХЪ».
Публикацию подготовили заместитель начальника отдела РГАСПИ кандидат исторических наук Анна Кочетова и основной спец РГАСПИ доктор исторических наук Миша Одинцов.
Источник: