В суперфинале American Cup сошлись главные фавориты
Соперником Левона Ароняна по главному суперфинальному сражению стал другой фаворит кубка – Фабиано Каруана. Фото со страницы Grand Chess Tour в Flickr
Взяв в первой половине апреля продолжительный тайм-аут, международная шахматная жизнь возобновила свою размеренную поступь, порадовав болельщиков сразу двумя крупными соревнованиями. Впрочем, первое из них – American Cup, в котором приняли участие Фабиано Каруана, Левон Аронян, Уэсли Со, Леньер Домингес, а также Сэм Шенкленд, Рэй Робсон, Сэм Севян и Джеффри Шонг, – явилось с формальной точки зрения сугубо американским событием. Но элитный состав турнира сделал его очень заметным и значимым для любителей шахмат всего мира.
Помимо звездного состава участников дополнительный интерес к соревнованию вызывала и его замысловатая формула – так называемый нокаут с двойным выбыванием, – при которой, проиграв один матч на любом этапе плей-офф (кроме финала), вы сохраняете хотя бы теоретические шансы продолжить борьбу за главный трофей, для чего должны выйти победителем своего рода параллельного утешительного кубка, борьба в котором проходит не в «медленные» шахматы с контролем 90+30 (полтора часа основного временного капитала с автоматическим добавлением 30 секунд после каждого сделанного хода), а в быстрые. Забегая вперед, отметим, что именно этот тернистый путь (после проигрыша в «основном» полуфинале турнира Леньеру Домингесу) удалось пройти Левону Ароняну – одному из двух главных фаворитов кубка.
Любопытно, что с Домингесом Ароняну довелось встретиться на турнире дважды, а решающей в своеобразном «матче-реванше» оказалась первая партия тай-брейка с полублицевым контролем времени 10+5, в которой – после рискованного эксперимента в дебюте – Левон попал в непростое положение, затем (разумеется, не без помощи соперника) едва не перехватил инициативу, однако в свою очередь ошибся и предоставил сопернику возможность провести на 28-м ходу элегантную неочевидную комбинацию, которая – в случае своего осуществления – позволила бы экс-кубинцу почти форсированно выиграть партию. Впрочем, обнаружить такой ресурс было бы отнюдь не просто даже при «медленной» игре, поэтому не приходится удивляться тому, что Леньер прошел мимо этой возможности, допустив через несколько ходов эффектный удар со стороны черных, который принес им красивую победу, ставшую для Ароняна решающей и во всем финальном матче так называемого Elimination Bracket.
Соперником Левона по главному суперфинальному сражению, которое, согласно регламенту, проводилось уже не в быстрые, а в «медленные» шахматы, стал другой фаворит кубка – Фабиано Каруана, путь которого к главному матчу турнира был лишен какой бы то ни было извилистости и состоял из трех побед над Сэмом Шенклендом, Джеффри Шонгом и Сэмом Севяном. Впрочем, слишком убедительными эти победы не назовешь: ведь во всех трех случаях Каруане – при счете 1:1, зафиксированном в основное время, – приходилось доказывать свое превосходство в полублицевых тай-брейках, для победы в одном из которых (против Шонга) фавориту помогло лишь чудо – поистине невероятное спортивное счастье.
В этом матче при общем счете 2:2 был назначен так называемый армагеддон – одна-единственная партия, в которой белые, имея пять минут против четырех у соперника, обязаны непременно побеждать, так как ничья (согласно регламенту) равносильна для них поражению. Так вот, по ходу этого поединка игравший белыми Каруана поначалу владел инициативой, но в какой-то момент ошибся и растерял не только свое чисто шахматное преимущество, но и превосходство во времени. Все решалось на висячих флажках в уже ставшей абсолютно выигрышной для Джеффри Шонга позиции. Более того, в концовке поединка Шонг имел даже на несколько секунд больше грозного соперника, но неосмотрительно позволил себе в поисках наиболее точного выигрывающего продолжения эти секунды потратить и… просрочил время. Для справки сообщим, что на часах у Каруаны оставалось в этот момент чуть менее двух секунд…
Оба фаворита American Cup добрались до суперфинала, в первой партии которого белыми играл Левон Аронян. Никакого преимущества по итогам дебюта добиться ему не удалось, однако на 20-м ходу – в весьма коварном и сложном для игры положении – Каруана, соблазнившись возможностью рискованной жертвы пешки, попытался сыграть на перехват. И действительно, когда Левон сделал вместо сильнейшего внешне естественный активный ход, эта идея могла себя оправдать. Однако Фабиано ответил ошибкой на ошибку, после чего стало казаться, что Аронян близок к тому, чтобы открыть в финальном матче счет. Однако на 44-м ходу, располагая к тому же значительным преимущество по времени, он почему-то отказался от самой простой возможности реализации своего значительного перевеса в пользу весьма хитроумной ошибочной идеи, позволившей изобретательному сопернику удержаться на краю пропасти. В результате равновесие в счете сохранилось, а судьбу главного трофея должен был решить второй поединок, начавшийся поздним вечером в четверг по московскому времени.
Между тем выходит на финишную прямую другое значимое соревнование – сетевой супертурнир Oslo Esports Cup, входящий в так называемую чемпионскую серию, главная изюминка которой состоит в непременном участии чемпиона мира Магнуса Карлсена. На этот раз организаторы решили отказаться от традиционной схемы с выбыванием, предпочтя круговик, состоящий из «быстрых» матчей с контролем времени 15+10, в каждом из которых играется по четыре партии. Все это было дополнено весьма экзотической для шахмат «футбольной» системой зачета, при которой при выигрыше матча победитель завоевывает три очка, а при ничьей соперника получают по одному.
Как и во всех турнирах с участием Магнуса Карлсена, главным фаворитом считался по определению действующий чемпион мира, но вопреки прогнозам вперед, выиграв три первых матча, вырвался номинальный аутсайдер – 16-летний индийский гроссмейстер Рамешбабу Прагнанандха, чей запредельно низкий рейтинг абсолютно не соответствует его реальной силе игры. Тогда как Магнус Карлсен, уступив в драматическом поединке вьетнамцу Ле Куанг Льему, отстал от лидера на три очка. Впрочем, в четвертом туре чемпион в очной схватке обыграл героя старта с сухим счетом 3:0 и, казалось бы, недвусмысленно разъяснил, кто в доме хозяин.
Однако в пятом туре турнирная интрига сделала свой очередной зигзаг: Карлсен сенсационно проиграл голландцу Йордану ван Форесту. Турнирную гонку снова возглавил юный индиец, но единоличное лидерство ученика Виши Ананда длилось недолго. В предпоследнем туре он потерпел поражение в матче с Яном-Кшиштофом Дудой, после чего – перед решающим сражением – на турнире сложилась весьма любопытная ситуация. Вслед за двумя лидерами – Карлсеном и Прагнанандха – следовали вплотную Дуда и Ле Куанг Льем. При этом никто из этой четверки не играл в четверг вечером между собой, встречаясь в решающем сражении соответственно с Шахрияром Мамедьяровым, Анишем Гири, Эрихом Хансеном и Йорданом ван Форестом. Другими словами, были возможны весьма экзотические варианты, причем в случае дележа первого места двумя участниками предусматривался тай-брейк из двух блицпартий, а если потребуется, то и армагеддон.
Источник: