Власть в Киргизии делят «Комиссар Каттани» и бунтовщики
Протестующие в Доме правительства. Муниципальные кабинеты были захвачены еще в ночь на 6 октября. Фото с веб-сайта www.azattyk.org
Президент Сооронбай Жээнбеков 6 октября обвинил некие политические силы в попытке захвата власти Киргизии. Он призвал сограждан сохранять мир, не поддаваться на провокации и… пропал. В его отсутствие власть перебежала к захватчикам Белоснежного дома (резиденция президента и правительства), которые окрестили себя Координационным советом и приступили к формированию «правительства народного доверия».
В Координационном совете окрестили запоздалым предложение Жээнбекова фаворитам оппозиционных партий начать переговоры. Пресс-секретарь президента Толгонай Стамалиева заявила, что глава страны находится в Бишкеке и контролирует ситуацию. Источник «НГ» докладывает, что он ведет переговоры с русским президентом Владимиром Путиным на предмет эвакуации из Киргизии.
В спешно сформированный Координационный совет вошли представители 30 политических партий, и возглавил его фаворит партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров. В совет также вошли освобожденные ночкой политические заключенные и бывшие высокопоставленные бюрократы, обвиненные в коррупции по «делу Бишкекской ТЭЦ», также экс-президент Алмазбек Атамбаев. В истинное время дискуссируется формирование правительства народного доверия.
Уже назначен новейший глава Муниципального комитета государственной сохранности (ГКНБ). Им стал Омурбек Суваналиев, за твердую борьбу с криминалом получивший прозвище Комиссар Каттани. Распределены меж бунтовщиками остальные правительственные должности. Дележ идет тяжело, поэтому как возникло сходу несколько глав одних и тех же министерств и ведомств. Особо вкусным кусочком оказался основной телеканал Киргизии – КТРК. На контроль над ним претендует целый ряд политических групп. Это вызвало недовольство юных оппозиционеров, участвовавших в свержении власти. Они требуют проведения люстрации и недопущения старенькых кадров к управлению государством.
5–6 октября в Киргизии произошел 3-ий по счету муниципальный переворот. 1-ый – в 2005 году, 2-ой – через 5 лет. Предпосылкой сегодняшнего стала фальсификация итогов выборов в парламент, прошедших в воскресенье. По данным ЦИКа, убедительную победу одержали две провластные партии – «Бимидик» и «Мекеним Кыргызстан». Во вторник ЦИК признала выборы недействительными. По словам члена Центризбиркома Гульнары Джурабаевой, дискуссировался также вопросец о самороспуске ЦИКа. «Я считаю, что данной избирательной кампанией мы дискредитировали себя, и потому самым наилучшим и правильным в этом случае будет решение о преждевременном сложении возможностей», – считает она.
Во вторник депутаты Жогорку Кенеш (парламент) шестого созыва, еще не сложившие мандаты, попробовали собраться на заседание, чтоб выбрать новейшего спикера и премьер-министра Киргизии и как-то сохранить ситуацию в конституционном поле. Но возникшие разногласия привели к тому, что парламентарии разделились на две группы. Одна собралась в гостинице «Достык», иная – в Доме кино. Кворума при всем этом не оказалось нигде. Сделалось понятно, что на пост главы кабинета министров дискуссировалась кандидатура освобожденного прошлой ночкой из колонии экс-депутата Садыра Жапарова.
«Это требование улицы» – произнес радио Азаттык (киргизская служба Радио «Свобода») политолог Кадыр Жумагулов, участвовавший в заседании. (Садыр Жапаров, в 2018 году приговоренный к 11 с половиной годам заключения в колонии усиленного режима, был признан виноватым в организации митинга в Караколе в 2013 году с требованием национализировать золоторудное месторождение «Кумтор», разрабатываемое канадскими инвесторами, и захвате в заложники тогдашнего губернатора Эмильбека Каптагаева. – «НГ»).
По словам депутата Дастана Бекешева, лишь парламент как единственный законный на сей день орган может отдать согласие на предназначение на должность и.о. премьер-министра. Но 32 парламентария выступили против кандидатуры Жапарова. Сам он заявил, что не против возглавить правительство, если «поддержит люд и парламент».
В среду депутаты повторят попытку собраться на заседание и избрать премьера. 2-ой вопросец в повестке денька – объявление импичмента президенту Сооронбаю Жээнбекову и предназначение даты новейших выборов в Жогорку Кенеш, которые, согласно Конституции, должны состояться не позже 45 дней опосля неудавшихся.
Напомним, что итоги выборов 4 октября вызвали недовольство в обществе. С утра 5 октября под песню Виктора Цоя «Мы ждем перемен» на центральной площади Бишкека собралось до 15 тыс. человек, требующих отмены итогов выборов и проведения новейших. Поближе к вечеру начался штурм «Белоснежного дома». В ответ полиция применила спецсредства и начались столкновения, окончившиеся глубочайшей ночкой захватом всех главных муниципальных кабинетов. Увечья различной тяжести получили наиболее 600 человек, один раненый скончался.
Акции протеста прошли также и в остальных городках, в том числе в Оше – «столице» юга республики, родине правящего клана. Митингующие при всем этом захватили золоторудное месторождение «Джеруй», инвесторами которого являются русские компании, вложившие в разработку 180 млн долл. опосля подписания соответственного соглашения на уровне президентов Сооронбая Жээнбекова и Владимира Путина. Приостановлены работы и на другом золоторудном месторождении в Терек-Сай, принадлежащем Турции.
Во вторник Асылбек Жээнбеков – брат президента, попробовал поднять южан в защиту рухнувшей власти, но земляками не был услышан.
«Обычного сценария развязки не видно. Можно не колебаться лишь в том, что будут кавардаки. Все зависит от того, как кланы сумеют меж собой условиться», – произнес «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Он объяснил предпосылки недовольства: «На выборах одолели два южных клана: «Биримдик» – Жээнбековых и «Мекеним Кыргызстан» – Матраимовых. Плюс маленькими толиками в парламент проходили их наиблежайшие соратники. Все южане. Северные кланы – не у дел. Конкретно это событие принудило их слиться в некоторую коалицию. Налицо обычный региональный конфликт». По словам Князева, на данный момент все зависит от того, сумеют ли условиться и слиться Жээнбековы с Матраимовыми и какие средства они будут использовать. Админресурс они уже утратили, и сейчас остается договариваться с севером. Но север пойдет на сделку лишь в этом случае, если будет владеть большинством в парламенте и главными постами в правительстве.
Кто придет к власти в Киргизии исходя из убеждений интересов Рф особенного значения не имеет: по воззрению Князева, политика крайних лет будет продолжена. «Рф лучше на данный момент дождаться возникновения настоящих управляющих и лишь позже действовать», – произнес «НГ» Князев.
Источник: