Выход из ДОН Наша родина компенсирует «умными» вооружениями
Представители военного инноваторского технополиса ЭРА пробуют внедрять в оборонную сферу прорывные технологии. Фото с веб-сайта www.mil.ru
Внесенный в Госдуму президентский законопроект о денонсации РФ Контракта по открытому небу (ДОН), по заключению правительства, «не востребует доп расходов». Но коррективы быстрее всего придется заносить в действующую и новейшую Госпрограмму вооружения (ГПВ) на 2024–2033 годы. Возникающие в связи с выходом из ДОН трудности придется решать за счет развития средств мониторинга местности Европы и США, в главном технических – галлактических, радиолокационных и остальных видов разведки.
Когда в 2019-м США вышли из Контракта о ракетах средней и наименьшей дальности (ДРСМД), по поручению президента Владимира Путина военным ведомством и правительством была скорректирована работающая ГПВ-2027.
Без роста экономных расходов денежные ресурсы были ориентированы на создание вооружений, способных восполнить нехорошие последствия ликвидации деяния ДРСМД. Как заявил тогда Путин, нужно попытаться, чтоб ответные меры не втянули РФ в «накладную для нее гонку вооружений».
Какие непосредственно военно-технические шаги предпримет РФ в связи с выходом США из ДОН, пока непонятно. Но, как сказал вице-премьер Юрий Борисов, ценностью новейшей ГПВ-2024–2033 станет развитие отменно новейших систем вооружения, «в том числе нестандартных видов орудия, также систем управления на базе искусственного ума». Борисов отметил значимость развития «средств высокоточного орудия, в том числе гиперзвукового, внедрение робототехнических комплексов, орудия на новейших физических принципах».
Получится ли при всем этом РФ не втянуться в гонку вооружений? Вице-премьер, отвечающий в правительстве за функционирование оборонных отраслей индустрии, сказал: «Рассчитываем, что по финансово-экономическим показателям ГПВ на 2024–2033 годы будет не ниже ГПВ прошлых лет». Отметим, что размер финансирования по завершившейся в 2020 году ГПВ составил 19 трлн руб. А работающая Госпрограмма вооружений, рассчитанная на 2018–2027 годы, запланирована в объеме 20 трлн руб. Месяц вспять зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов докладывал, что ГПВ 2024–2033 годов получит финансирование в объеме не наименее 21–22 трлн руб. Легко представить, что в год на развитие вооружений в наиблежайшие 10 дет РФ будет растрачивать не наименее 2 трлн руб. Это раз в год составит практически две третьих расходов на оборону. Согласно закону о бюджете, военные расходы в РФ запланированы в 2021 году в размере около 3,11 трлн руб., в 2022 году – приблизительно 3,23 трлн руб. и в 2023 году – около 3,25 трлн руб. Это немалые средства, и, по официальным данным, толика военных расходов в структуре бюджета в наиблежайшие годы будет расти. Если в 2020 году она составляла 13,9%, то в 2021–2022 годах она планируется на уровне 14,5–15,1%. Означает, остальные штатские статьи расходов в бюджете РФ (к примеру, социальные) придется урезать.
Нужно увидеть, что даже при таковых относительно огромных расходах на оборону на уровне 2,7–2,5% от ВВП (в странах НАТО этот показатель составляет около 2% и ниже) не все запланированные в РФ программки, например, по ГПВ-2020, были реализованы. Скажем, к 2020 году планировалось принять на вооружение около 50 боевых самолетов 5-ого поколения Су-57, но на данный момент в Вооруженных силах есть лишь один самолет этого типа. К данной для нас дате планировалось поставить на боевое дежурство 10 дивизионов новой зенитной ракетной системы (ЗРС) С-500 «Прометей». Пока ни 1-го подразделения ЗРС этого класса на боевом дежурстве нет. Планировалось сделать четыре вертолетоносца, но заложены только два судна. В ВМФ РФ два вертолетоносца с морскими вертолетами Ка-52 «Катран» ждут лишь к 2025 году. Перечень можно продолжить, хотя нужно отметить, что корректировка ГПВ – это обычная практика.
Судя по всему, в РФ ставка будет изготовлена на создание «орудия на новейших физических принципах», синонимом которого, судя по разъяснениям Минобороны, размещенным на веб-сайте ведомства, и являются «нетрадиционные виды орудия». В энциклопедическом разделе веб-сайта Минобороны поясняется, что такими являются «геофизическое орудие, инфразвуковое орудие, климатическое орудие, лазерное орудие, орудие несмертельного деяния, озонное орудие, радиологическое орудие, сверхвысокочастотное орудие, ускорительное орудие, электромагнитное орудие и др.». Какими из перечисленных видов орудия Наша родина владеет, не сообщается. Хотя президент и военные руководители не раз упоминали, что на вооружении Русской армии имеются гиперзвуковые ракеты и боевые лазеры, аналогов которых нет в мире.
«При всех имеющихся экономических дилеммах Наша родина смогла сделать структуры, которые отлично разрабатывают новейшие виды вооружений, в том числе нетрадиционные. Для оптимизации расходов, например, к военно-исследовательской деятельности подключены бойцы срочной службы из научных рот. В РФ действует военный инноваторский технополис ЭРА, цель которого – обеспечить поиск, развитие и внедрение прорывных технологий в оборонной сфере», – сказал «НГ» военный эксперт, полковник Николай Шульгин. Он направил внимание на то, что «в технополисе, по официальным данным, идет работа по нескольким фронтам – искусственному уму, робототехнике, автоматическим системам управления, биотехнологиям, галлактическим аппаратам, высокоточному оружию и т.п. Как отдельное направление действует кафедра, занимающаяся разработкой орудия на новейших физических принципах».
Можно прийти к выводу, что невзирая на экономические трудности РФ в наиблежайшие 10 лет как и раньше планирует уделять огромное внимание укреплению обороноспособности. Как при всем этом реализация ГПВ воздействует на штатскую сферу, моральное и социально-экономическое состояние населения, сказать трудно. Ведь кроме денег, запланированных на развитие армии, значимые суммы из бюджета направляются и на обеспечение внутренней сохранности. Совместно с расходами на оборону это составляет наиболее четверти (в 2021 году – 25,9%) бюджета страны.
Источник: