Взгляд на искусство с исторической дистанции
Для Большого симфонического вечера в Красноярске оркестранты и дирижер выбрали «Весну священную» Стравинского. Фото Александра Иванова/Транссибирский арт-фестиваль
Новосибирск, Красноярск, Самара, Москва – в этих городах с 17 марта по 11 апреля проходит основная программа Девятого Транссибирского арт-фестиваля. Пару лет назад статистика сообщала, что Россия принимает участников из 38 стран; в условиях новой реальности масштаб сократился, но качество фестиваля осталось неизменным.
Программа Девятого Транссибирского арт-фестиваля в нынешнем году корректировалась с учетом действующих ограничений: из мировых знаменитостей смог приехать только профессор Парижской консерватории Итамар Голан. Вместе с Вадимом Репиным и Нареком Ахназаряном пианист исполнил камерную музыку Грига, Франка, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. Кроме того, русскую программу с его участием можно будет услышать 18 апреля в Москве.
Доминантой фестиваля стал уже популярный и востребованный совместный проект Вадима Репина и прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Специально для арт-фестиваля Илья Демуцкий написал новый скрипичный концерт, его премьеру представили Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр. Несколько апрельских вечеров объединили в программе участием победителей Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Также на Транссибирском отметили 100-летие Персимфанса.
Большой симфонический вечер в Красноярске – торжество по случаю 60-летия российско-американского дирижера Владимира Ланде, который сегодня руководит Красноярским академическим симфоническим оркестром. Для юбилейного «самоэкзамена» оркестранты и дирижер выбрали технически и концептуально сложнейшую партитуру – «Весну священную» Стравинского. Если не кривить душой, интерпретацию охарактеризовать как выдающуюся не получится, поскольку не хватало элементарной точности воспроизведения нотного текста. Но отдадим должное, музыканты делали ставку на эмоции, а значит – на музыкальное содержание. Может быть, ощущение «единого целого» драматургии не сложилось, однако отдельные фрагменты, например «Весенние гадания. Пляски щеголих» или кульминационная «Великая священная пляска», впечатляли и проработкой напряженной динамической палитры, и буквальным осязанием ритма.
Музыка Сен-Санса, предварявшая «Весну», оказалась главным гарантом успеха. В Концерте для виолончели с оркестром солировал Сергей Ролдугин, чей взгляд на это произведение отличается принципиальной сдержанностью, непривычной нам по «классическим» прочтениям. Возможно, именно благодаря такому подходу музыка предстает перед нами как на ладони: подчеркнуты «диалоги» с оркестром, акцентируется введение нового тематизма. Причем от такой повышенной степени подробности смыслы и выразительность нисколько не потерялись.
Романтическая поэма «Муза и поэт» объединила на сцене оркестр, дирижера, виолончелиста и скрипача Вадима Репина: отличный образец камерного музицирования на равных. «Я даже не могу назвать это сотрудничеством или работой, – сказал в интервью радиостанции «Орфей» Сергей Ролдугин, – мы просто все получаем удовольствие».
Фестивальное событие другого жанра – музыкально-поэтический спектакль «Золотые звуки Серебряного века». Пианистка Басиния Шульман и актер Вениамин Смехов сконструировали программу так, чтобы в ней отражалась эмоциональная связь времен, когда с исторической дистанции вдруг появляется возможность посмотреть на современность. В условном спектакле преобладал трагический тон высказывания, нередко оттеняющийся сатирой. Шопен здесь сопоставлялся с Пастернаком, Скрябин – с Сашей Черным, Рахманинов – с Блоком, Прокофьев – с Маяковским, Шостакович и Гершвин – с Мандельштамом.
Если генеральная идея отлично считывалась, то эффект художественно го воплощения не всегда срабатывал должным образом. Причина одна – исполнители минимизировали контрасты и попросту нивелировали безусловную разницу между поэтическими и музыкальными произведениями.
При всех нюансах, неминуемых в любом творческом процессе, Транссибирский арт-фестиваль ежегодно усиливает свою вполне миссионерскую функцию. Значимое влияние форума заметно не только по бурным откликам слушателей и овациям. Есть ощущение, что Транссибирский в условиях своей географии не начинается и заканчивается в определенные сроки, а действует на постоянной основе: культура сибирских городов под знаменем проекта Вадима Репина достойно подтягивается к столичному уровню.
Источник: