Здравоохранение захворало еще до пандемии
Главе Минздрава Мише Мурашко предстоит развивать мед сферу в критериях экономической неопределенности. Фото веб-сайта minzdrav.gov.ru
Неравенство, безработица, недочеты в организации мед помощи стали причинами срыва мотивированных характеристик Минздрава по понижению смертности населения. При этом еще до пандемии. О этом свидетельствует анализ госпрограммы по здравоохранению, проведенный Счетной палатой (СП). Освеженная версия программки подразумевает, что за 2020–2023 годы расходы бюджета на нее увеличатся на 15% по сопоставлению со старенькой версией. Чудилось бы, отменная новость. Но сразу с сиим в программку закладывается поэтапное урезание расходов: в 2023-м на нее выделят на 20% меньше, чем в 2020-м. Комитет Госдумы (ГД) по бюджету сейчас поднял вопросец о отказе от механизма госпрограмм.
Счетная палата проанализировала муниципальные программки в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2021–2023 годы. Обсуждение госпрограмм состоялось во вторник на заседании комитета ГД по бюджету и налогам.
Более болезненно на данный момент воспринимаются провалы системы здравоохранения. Проведенный аудиторами анализ госпрограммы «Развитие здравоохранения» показал, что еще в относительно благополучное время, до пандемии, в 2019 году, из 4 мотивированных характеристик госпрограммы, ответственным исполнителем которой является Минздрав, не были выполнены три.
Во-1-х, это таковой показатель, как смертность населения в трудоспособном возрасте. Планировалось, что показатель составит 437 случаев на 100 тыс. населения, но фактическое значение было около 467. В СП указали на социально-экономические предпосылки: высшую дифференциацию доходов, сохраняющуюся безработицу.
Во-2-х, не было достигнуто запланированное значение по понижению смертности от заболеваний системы кровообращения. Предполагалось, что показатель составит 546 случаев на 100 тыс. населения, но его фактическое значение – практически 574.
Аудиторы пояснили, что, как надо из отчета Минздрава, это «соединено с недочетами в организации оказания мед помощи». Упоминаются такие препядствия, как нарушения в схемах маршрутизации пациентов, организационная разобщенность нескольких служб скорой мед помощи, кадровый недостаток, недостающее оснащение мед организаций для проведения реабилитации и т.д.
3-ий показатель – смертность от новообразований, в том числе злокачественных. План подразумевал, что он составит 193 варианта на 100 тыс. населения, по факту было практически 202. Посреди обстоятельств: кадровый недостаток, понижение доступности мед помощи и понижение показателя ранешней выявляемости, устаревание диагностического и целебного оборудования и т.д.
«Главными причинами недостижения мотивированных характеристик… являются недочеты в организации оказания мед помощи в ряде субъектов Русской Федерации», – уточнили «НГ» в пресс-службе Минздрава. Вкупе с тем, как замечает СП, предложения о нужных мерах для заслуги прогнозных значений характеристик не были представлены в рамках годичного отчета Минздрава.
Противоречиво смотрится ситуация с экономным финансированием госпрограммы. Как надо из материалов СП, если сопоставить ее освеженную версию со старенькой, тогда можно гласить, что финансирование возрастет. Так, предшествующая версия подразумевала, что в целом за период 2020–2023 годов на госпрограмму из бюджета будет выделено около 3,1 трлн руб., сейчас же идет речь практически о 3,6 трлн руб. – рост приблизительно на 15%.
Про повышение экономных ассигнований сказали «НГ» и в пресс-службе Минздрава. «Уменьшения экономных ассигнований на будущий экономный период не планируется. По сопоставлению с утвержденными показателями закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» средства федерального бюджета увеличены на 70,3 миллиардов руб. в 2021-м, а в 2022-м – на 67,7 миллиардов руб.», – пояснили в ведомстве Миши Мурашко.
На это особо указали и в пресс-службе Минфина. «В проекте бюджета на предстоящую трехлетку ассигнования на госпрограмму «Развитие здравоохранения» растут по сопоставлению со средствами, заложенными в текущем законе о бюджете, – сказали «НГ» в ведомстве Антона Силуанова. – Так, на 2021-й в проекте бюджета на 2021–2023 годы заложено практически 858 миллиардов руб. против 787 миллиардов руб. в законе о бюджете на 2020–2022 годы; на 2022-й – практически 856 миллиардов руб. против 788 миллиардов руб. На 2023-й проект бюджета подразумевает ассигнования в размере практически 817 миллиардов руб.».
Но если ассоциировать не старенькую и новейшую версии проектов, а объемы финансирования в различные годы, то в этом случае видно, что в госпрограмму закладывается поэтапное урезание расходов. Счетная палата перечисляет: планируется уменьшение экономных ассигнований в 2021 году приблизительно на 193,6 миллиардов руб. по сопоставлению с 2020-м; в 2022 году – на 2,1 миллиардов руб. по сопоставлению с 2021-м; в 2023 году – практически на 39,2 миллиардов руб. по сопоставлению с 2022-м. При всем этом, как уточняют в ведомстве Алексея Кудрина, плановые значения характеристик сохраняются на уровне работающей редакции госпрограммы.
Как сообщается на официальном веб-сайте ГД, заместитель министра здравоохранения Наталья Хорова отметила, что госпрограмма «Развитие здравоохранения» ориентирована на реализацию государственных целей и ценностей государственной политики – а именно, на понижение смертности трудоспособного населения, укрепление публичного здоровья, заботу о старшем поколении и т.д. Но сейчас к социально-экономическим причинам срыва мотивированных характеристик добавляется новейший фактор – последствия пандемии. «По итогам 2020 года министерство лицезреет опасности недостижения неких плановых характеристик в связи с ситуацией вокруг коронавируса», – сообщается на официальном веб-сайте ГД со ссылкой на Минздрав.
«Говоря о смертности в текущем году, нужно принимать во внимание пандемию коронавируса, которая еще не закончилась, ее масштабы и последствия еще предстоит изучить, – произнесла «НГ» завлабораторией «Количественные способы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Лена Егорова. – В особенности принципиальным должен быть анализ работы учреждений здравоохранения в весеннюю пору 2020-го, когда резкий рост заболевших коронавирусом востребовал перераспределения докторов, отчего каждодневная мед помощь столкнулась с нехваткой докторов. Отсюда перенос планового исцеления, задержка скорой помощи, нехватка коек разных профилей».
Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минздрава, в истинное время ведомством разрабатывается проект новейшего федерального проекта «Модернизация заразной службы системы здравоохранения Русской Федерации», «который ориентирован в том числе на понижение бремени от заразных болезней».
В то же время во вторник комитет Госдумы по бюджету и налогам, обсуждая с профильными ведомствами подготовку головного денежного документа страны, поднял вопросец о том, необходимо ли в принципе применять таковой способ регулирования, как госпрограммы. А именно, сомнения в этом способе появились при обсуждении госпрограммы, посвященной образованию.
«Для чего нужна эта муниципальная программка? Образование – это конституционная функция страны. Образование не быть может гос программкой», – заявил председатель комитета Андрей Макаров. «Комитет желает ставить вопросец о необходимости отказа от муниципальных программ как механизма регулирования. Поэтому что определения политики в сфере образования либо здравоохранения муниципальная программка, с нашей точки зрения, не дает», – объяснил он.
По уточнению Егоровой, «российская медицина уже почти все годы недофинансируется, не считая того, нужно сказать о неравномерности выделения валютных средств на медицину по регионам». Еще одним нехорошим фактором выступает «не постоянно действенное управление средствами».
И дальнейшее каждогоднее сокращение расходов на медицину ухудшит положение мед учреждений, считает эксперт. Как гласит Егорова, «фуррор госпрограммы и нацпроектов в области демографии и здравоохранения зависит от размера, но что важно, и от действенного использования выделяемых средств».
Источник: