Оператор-кудесник
Творения этого мастера — настоящая поэзия. Но вот что удивительно: все его шедевры сделаны из обычных, недорогих материалов.
Согласитесь, не всегда и не всем удается сотворить настоящее произведение искусства из того, что в буквальном смысле слова лежит под ногами. А вот Александр Дудов это может.
Почти сорок лет Александр Владимирович проработал кинотелеоператором (сейчас он на преподавательской работе). Снимал документальные фильмы и информационные сюжеты как у нас в стране, так и за рубежом. И всегда привозил с собой из командировок какие-нибудь безделушки, но чаще всего камни, которые находил в разных уголках мира. Александр Владимирович и сам не может ответить на вопрос о том, для чего он вез их домой.
А в 90-х годах ему довелось снять ряд фильмов по ювелирному искусству. Красота камней и украшений по-настоящему увлекла его, а работа ювелиров просто потрясла своей точностью!
Тогда-то Александр Владимирович и загорелся идеей: а что, если попробовать делать такие же красивые вещи самому? Тем более что его назначили на административную работу, появилось больше свободного времени. И он решил — надо учиться.
«Конечно, я не собирался менять профессию, — признается Дудов. — Просто захотелось хоть немного освоить азы ювелирного мастерства и даже, если получится, что-то изготовить в подарок из тех камней, которые не один год хранились у меня в столе».
Безусловно, Александр Владимирович выделялся среди молодых коллег по школе возрастом. Ведь ему тогда было уже далеко за 50. Тем не менее учился с удовольствием.
«Еще до окончания учебы я попробовал сделать для жены и себя кольца с символикой 20-летия семейной жизни. Это были лаконичные по дизайну мельхиоровые обручальные кольца, но меня очень порадовало, когда руководитель школы спросил меня, не буду ли я возражать, если он воспользуется моей идеей для своих работ! Это была высшая похвала и доказательство того, что я могу разрабатывать свои творческие идеи не только во время съемок, но и в ювелирном деле», — вспоминает он.
Рассматриваешь коллекцию этого обычного с виду человека и диву даешься. Вот, например, браслет из бивня мамонта и опалового аммонита — окаменелой раковины, которой 100 миллионов лет. По словам Дудова, делал он это, чтобы передать величие времени.
А сколько чарующего есть в каждом кусочке янтаря! Или колье из осколков фарфоровой посуды, отшлифованных волнами Южно-Китайского моря, где он отдыхал с супругой не так давно! Кто знает, какая захватывающая история скрывается за каждым бело-голубым кусочком старинной чашки или сосуда?
И если кусочек бивня он нашел на Севере, где снимал очередной фильм, а раковину ему подарили в другой командировке, то большинство других материалов носят совсем уж тривиальный характер.
«Материалы для своих работ я нахожу порой буквально под ногами! — признается мастер. — Однажды увидел в гравии на дороге несколько интересных камней, из одного из них уже сделал мужское кольцо. Осколки фарфора и кусочки янтаря подарило море. Даже мидии из магазина могут стать для меня рабочим материалом».
По словам Александра Владимировича, в своих работах он использует перламутровые раковины, панцири улиток и морских ежей, окаменелое дерево, металлические «кораллы» из цинка и никеля, кожу, монеты, речной жемчуг, морское стекло.
Две броши, например, он сделал из панцирей морских ежей, а кулон на тему «Титаника» — из корпуса старинных карманных часов и окаменелого дерева.
Как признается сам Дудов, ему лучше всего работается по ночам. «Я всегда стараюсь настроиться на работу: просто прийти и сесть за рабочий стол — это не для меня. Наверно, так готовятся к выступлению и пианисты — руки должны хотеть прикоснуться к инструментам, — рассказывает Александр Владимирович. — Зато эскизы для изделий я могу зарисовывать в любой ситуации: в метро, за едой, на совещании или даже во время своей лекции. Ведь творчество — вне времени».
Источник: