Что созодать с газоснабжением Рф
Обсуждение в Госдуме перспектив развития газовой отрасли. Фото с веб-сайта гос думы РФ
В Госдуме свершилась дискуссия о перспективах реализации программки газоснабжения Рф. Одним из главных документов стратегического планирования в ТЭК является Генсхема. Она конкретизирует положения Энергетической стратегии Рф в части, касающейся развития газовой промышленности. Ее обсуждение состоялось в рамках расширенного заседания комитета 27 января 2021 года в онлайн-формате.
Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил: «Проект Генсхемы-2035 прошел уже несколько итераций, имеет среднесрочный и длительный этапы и варианты развития. Сейчас это структурированный и довольно глубоко проработанный документ. Тем не наименее, на мой взор, ряд его разделов и на данный момент просит доработки.
Один из их – развитие водородной энергетики. Сейчас этот рынок лишь формируется, и для нас принципно принципиально заявить о собственных способностях на старте. Таковая работа ведется, но в Генсхеме она обозначена лишь в весьма общем виде, хотя остальным многообещающим секторам – СПГ, газомоторному горючему – уделено достаточное внимание. При всем этом «дорожная карта» развития водородной энергетики уже утверждена. Полагаю, целенаправлено увязать этот документ и Генсхему, прописать механизмы поддержки развития водородного сектора газовой отрасли, при этом с учетом не только лишь экспорта, да и развития внутреннего рынка водорода». По воззрению Завального, это принципиально для обеспечения спроса на продукцию газовой отрасли «вдолгую».
Не считая того, у комитета есть замечания к разделам, касающимся энергосбережения и экологизации газовой отрасли. С учетом положений Парижского соглашения по климату и настоящей перспективы введения углеродных сборов принципиально вести опережающую работу по понижению негативного воздействия отрасли на окружающую среду, в особенности в части выбросов метана, увеличению энергетической и экологической эффективности ее работы, эффективности употребления газа с учетом его толики в энергобалансе страны. Это нужно для поддержания ее глобальной конкурентоспособности. «Если мы не будем сиим заниматься предметно, мы дадим нехороший сигнал нашим пользователям, в том числе забугорным партнерам, для которых вопросцы экологии и энергосбережения выходят на фронтальный план. Необходимо ужесточать нормативы выбросов, прописать правила и инструменты стимулирования энергоэффективности, такие как белоснежные сертификаты, систему стимулов и штрафов за неэффективное внедрение газа и т.д.», – уверен Завальный.
Заслуживает внимания, что в процессе дискуссии Завальный поднял больной для русской индустрии вопросец реализации Парижского соглашения. Мировоззрение управляющего комитета по энергетике было изложено выше. Но создается воспоминание, что Завальный достаточно скептически оценивает некие положения Парижского соглашения. Понятно, что энергосбережение и энергоэффективность являются в ряде всевозможных случаев достаточными инструментами для понижения выбросов парниковых газов. Но данной работе пока на русских фирмах не уделяется достаточного внимания конкретно под экологическим углом зрения. Но требования ужесточать нормативы выбросов, выдвинутые Завальным, дают основания мыслить, что Госдума не оставит в стороне те угрозы, которые несет для русской индустрии возможность введения углеродного налога со стороны ее внешнеэкономических партнеров.
Что касается дискуссии, то заслуживает внимания выступление ряда управляющих отрасли и представителей правительства.
Ассистент управляющего администрации президента РФ Кирилл Молодцов указал, что доработки требуют разделы Генсхемы, касающиеся развития мощностей по добыче газа в региональном разрезе, в особенности на востоке страны, и с учетом сезонной неравномерности добычи, расширения внутреннего употребления газа, ценностей газификации, в том числе другой, с применением СУГ и СПГ.
Директор департамента Министерства энергетики РФ Антон Рубцов отметил, что отличительной чертой проекта Генсхемы является рассмотрение разных сценарных критерий развития отрасли и соответственно нужных для их инструментов регулирования.
С учетом разных сценариев прирост разведанных припасов газа составит 11,2–12,9 т.у.т., добыча газа 850 миллиардов – 1,05 трлн куб. м, поставки на внутренний рынок – 490–550 миллиардов куб. м, экспорт газа – 339–480 миллиардов куб. м, из которых 26–23% составит СПГ.
Особенное внимание в проекте Генеральной схемы уделено вопросцам развития добычной базы в Восточной Сибири и на Далеком Востоке, готовится теория монетизации припасов газа Восточной Сибири, в том числе в целях газификации региона. Также в рамках проекта Генсхемы разрабатывается инструментарий для наиболее четкого формирования прогнозов употребления газа в регионах с учетом межтопливной конкуренции.
Что касается газификации, министерство планирует заложить в «дорожную карту» газификации собственного рода калькулятор, который мог бы посодействовать регионам высчитать, какой вид газификации сколько будет стоить и как в принципе обоснованно решать вопросец энергообеспечения субъекта с помощью газа, либо экономически прибыльнее обратиться к остальным источникам.
Заместитель генерального директора по науке ООО «НИИгазэкономика» Сергей Томин как представитель разраба Генсхемы дал ответ на вопросцы членов комитета, касающиеся экологии и газификации. Основное внимание в части газификации ориентировано на восток страны, где предполагается замещение угля газом на ряде объектов генерации. Эти планы синхронизированы с пользователями и компаниями, обладающими этими объектами, они должны отдать неплохой эффект для экологии регионов. Что касается размеров и источников газификации, они, в общем, заложены в сценарии развития мощностей по добыче и транспорту газа.
Разные нюансы газификации были темой большинства вопросцев депутатов. Представитель Минэнерго обещал учитывать озвученные трудности при доработке Генеральной схемы и в работе над «дорожной картой» газификации.
Управляющий директор по рынкам газа и электроэнергии СПбМТСБ Сергей Трофименко выразил мировоззрение, что теория развития внутреннего рынка газа, выступающая приложением к Генеральной схеме развития газовой отрасли, почти во всем носит декларативный нрав, в ней не прописаны механизмы развития, в том числе в части развития биржевой торговли газом. Не считая того, теория развития внутреннего рынка газа недостаточно увязана с принятой в 2016 году концепцией развития рынка газа ЕАЭС, что может привести к суровым противоречиям опосля 2025 года, когда должен заработать общий рынок.
В процессе дискуссии председатель комитета Павел Завальный озвучил радикальное предложение убрать из Генеральной схемы развития газовой отрасли теорию развития внутреннего рынка газа. «Даже сам статус ее как приложения вызывает вопросцы. Развитие внутреннего рынка газа – ключевое условие сохранения стойкости развития отрасли в ситуации возрастающей конкуренции и неопределенности на наружных рынках, убыстрения темпов энергетического перехода. В концепции весьма много узеньких мест: ценообразование на газ и способности постепенной его либерализации для индустрии, тарифообразование и условия доступа к транспорту и подземному хранению газа, развитие ЕСГ и системы газораспределения до пользователя, роль независящих производителей газа в программках газификации в регионах их присутствия, стимулирование расширения употребления газа снутри страны, увеличение эффективности его использования и т.д. Предложенный проект, к огорчению, не дает ответов на все эти вопросцы, во всяком случае таковых, которые удовлетворили бы большая часть участников отрасли и потребителей. Было бы целенаправлено обозначить эти вопросцы в Генеральной схеме и разрабатывать теорию как отдельный суровый документ, а не приложение. От него очень почти все зависит», – заявил Завальный.
Также в решение комитета по итогам дискуссии войдет предложение к Министерству энергетики о проработке механизма максимизации выручки, таможенных и налоговых поступлений от экспорта природного газа в различных видах в бюджет Русской Федерации и снятия рисков прямой конкуренции для русских трубного газа и СПГ.
Источник: