«Лес» рубят. МХАТ имени Горьковатого показал спектакль по комедии Островского
Центральная пара спектакля – Счастливцев и Несчастливцев. Фото агентства «Москва»
Режиссер Виктор Крамер провел опыт и разнес в щепки большой образ пьесы Александра Островского. На сцене репетирует хор дровосеков и жителей усадьбы. Помещица Гурмыжская (Татьяна Поппе) содержит чуток ли не театральную студию, где утром принуждает всех «разминать резонаторы». Упражнения по вокалу и сценической речи переплетаются в сложной полифонии с дискуссиями о насущном – в доме царствуют свои маленькие интрижки и страсти.
Раиса Павловна тут тираничная хозяйка, против воли распределяющая роли. Металлическую леди, одетую в серьезный темный костюмчик и говорящую сухим твердым голосом, страшатся: она превращает в труху людские души так же, как лесопильная машинка – деревья. Крамер сделал из сценографии сильную метафору: ужасающий агрегат возвышается на огромной куче опилок. Это все, что осталось от некогда красивого имения и в наиболее широком смысле – от человечности героев.
Но есть в спектакле и иной театр, представленный дуэтом актеров Несчастливцева (Андрей Мерзликин) и Счастливцева (Григорий Сиятвинда). Пространство встречи у бедных артистов поменять недозволено, один обнаруживает другого в мусорном баке. Не считая товарища по несчастью Несчастливцев вытаскивает оттуда и пару бардовых коньков, которые удачно можно употреблять как башмаки, если до этого четким движением оторвать от их лезвия, что он, фактически, и делает (за костюмчики – браво Евгении Панфиловой). Ни в Керчи, ни в Вологде их никто не ожидает, потому богемные бомжи со умеренными манатками отправляются в усадьбу «Пеньки» к тетушке Несчастливцева на два-три денька. Там блудный племянник разыгрывает спектакль, притворяясь полковником, ведь Геннадию Андреевичу постыдно сознаться в том, что он провинциальный актер, хотя свою профессию весьма любит. Театр начинается с вешалки – герой запамятывает вынуть ее из парадного костюмчика и напяливает свое облачение прямо так.
Хор, как в греческих трагедиях, объясняет действие и добавляет ему масштабности (автор Тихон Хренников), но присоединить свои голоса эти двое к нему не могут, прохвостам под силу разве что петь Лазаря, потому что обоим весьма необходимы средства. Но конкретно Несчастливцев, готовый деньки напролет с раздутым, но полностью искренним пафосом декламировать монологи, и плутоватый Счастливцев оказываются в этом балаганчике единственными {живыми} людьми – живописец по свету Игорь Фомин прохладными тонами достигает того, что сценическое место обретает сходство с ночным клубом и королевством Аида.
Раиса Павловна готовится выйти замуж за смазливого Буланова, но из-за стршного грима смотрится быстрее как труп жены. Недоучка Алексис (Роман Титов) радуется лишь деньгам – его Геннадий с наслаждением скормил бы лесопильной машине. Негоциант Восмибратов (Иван Рыжиков) ведет себя нагло и облапошивает саму Гурмыжскую, Петр (Максим Пушненков) может жениться на Аксюше (Елизавета Базыкина) лишь в этом случае, если за ней будет приданое, как велит папенька. Бедная женщина припоминает бесплотную тень – она морально убита. От горя Аксюша кидается вниз, но не в озеро, как у Островского, а в несчастные опилки, откуда ее выручает Несчастливцев. Предшествующая сцена, в какой артист признается, что у него нет ни копейки, весьма проникновенна, эта работа – большая фортуна Мерзликина. Стараясь реанимировать Аксюшу, герой вкупе с Аркадием раскачивает ее, ставит на ноги, но женщина будто бы преобразуется в бездушную куклу, послушливую чужим рукам. Но конкретно в ней Несчастливцев лицезреет смелую, реальную актрису, и весь наружный фарс заполняется смыслом: из балагана Карабаса-Барабаса в юбке Аксюша могла бы уйти в мир вольного театра.
В спектакле финишный монолог Несчастливцева звучит практически. Великодушный артист высказывает всю правду о приюте комедиантов, со своими провинциальными эталонами тут он ощущает себя излишним. Геннадий горько обличает не актерскую профессию, а лицемерие: «Вы тешите лишь самих себя, самих себя забавляете». Быть может, он и посадит в дальнейшем новейший лес, но пробьются ли ростки через толстый слой опилок?
Источник: