Лукашенко стал для Запада «президентом Абхазии»
С этого момента для Запада Лукашенко – человек, который нелегально именует себя президентом. Фото Reuters
Страны ЕС, США, Канада и Украина не признали легитимность новейшего президентского срока Александра Лукашенко. Этот шаг не значит разрыва дипломатичных отношений с Белоруссией. Но позиция Запада значительно воздействует на ситуацию в стране. Скажется она и на белорусско-российских отношениях. Экономические и интеграционные проекты 2-ух государств поставлены под вопросец.
На инаугурацию Лукашенко, проведенную 23 сентября, Евросоюз откликнулся на последующий денек заявлением верховного представителя ЕС по зарубежным делам Жозепа Борреля. В нем подчеркивается, что Европейский альянс не признает президентские выборы в Белоруссии, которые прошли 9 августа, считает их несвободными и нечестными, а объявленные результаты – сфальсифицированными. «Исходя из этого, так именуемая инаугурация 23 сентября 2020 года и новейший мандат, на который претендует Александр Лукашенко, лишены какой-нибудь демократической легитимности», – говорится в этом документе. Ранее Европарламент специально объяснял, что пятилетний президентский срок белорусского фаворита начался 5 ноября 2015 года. Соответственно опосля 5 ноября этого года для ЕС он – не президент Белоруссии. Эту позицию подтвердил Боррель. Подобные заявления сделал ряд остальных стран. А именно, Госдеп США указал, что «Соединенные Штаты не могут считать Александра Лукашенко легитимно избранным фаворитом».
Такового в отношениях Белоруссии и Запада еще не бывало. Любые выборы во время правления Лукашенко безизбежно вызывали прирекания в Брюсселе и Вашингтоне. Но их конечный итог и США, и ЕС в итоге признавали. Сейчас ситуация другая, и возникает вопросец: к каким практическим последствиям приведет отказ Запада признавать Лукашенко президентом?
Точного ответа на этот вопросец в Брюсселе и Вашингтоне не дали. Ясно одно: разрыва дипломатичных отношений государств ЕС с Белоруссией не будет. Как заявила представитель МИД ФРГ Мария Адебар, «посольства являются посольствами стран, а не правительств». Соответственно не будет разрыва дипломатичных отношений с Белоруссией, хотя санкции против Лукашенко и его чиновников последуют уже в октябре. Это если получится преодолеть сопротивление Кипра, который считает, что поначалу ЕС должен оказать действие на Турцию, покушающуюся на кипрский суверенитет. Не ясна ситуация с южноамериканским посольством в Белоруссии. Кандидатура посла, Джули Фишер, на данный момент проходит функцию утверждения в Сенате. Но опосля заявления Госдепа Дональд Трамп может отрешиться направлять ее в Минск.
От имени Евросоюза Жозеп Боррель отказал
Лукашенко в легитимности. Фото Reuters
По воззрению профессионалов, таковым образом, Лукашенко оказывается исходя из убеждений интернационального права в юридически не определенном состоянии. Любые формы взаимодействия Белоруссии и Запада могут быть пересмотрены в хоть какой момент. Ведь страны ЕС сейчас могут по собственному желанию признавать либо не признавать хоть какое решение, принятое белорусскими госорганами. Так, специалисты считают, что для Белоруссии быстрее всего закроются способности для займов на европейских денежных рынках. Это создаст суровые препядствия для экономики страны. «В любом случае период потепления в отношениях Лукашенко и ЕС завершился. Совместные проекты совершенно точно будут заморожены. Лавировать меж Западом и Россией больше не получится. Ориентация на Москву для Лукашенко становится безальтернативной, хотя сам он, похоже, это не весьма соображает и все еще строит иллюзии», – произнес «НГ» доцент кафедры интеграционных действий МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
Для Рф главное значение имеет то, как новейший интернациональный статус Лукашенко отразится на ее отношениях с Белоруссией. Официальному Минску выделен щедрый русский кредит в 1,5 миллиардов долл. Но шансы восполнить его белорусскими активами сейчас смотрится призрачными. «Недозволено сказать, что и ранее здесь просматривались огромные способности. Суперинтересных активов в Белоруссии нет», – считает генеральный директор Фонда государственной энергетической сохранности Константин Симонов. Газотранспортная система страны и так выкуплена «Газпромом», а газопровод Ямал–Европа и совсем им построен. «Что там еще остается? Два нефтеперерабатывающих завода? Но там у Рф уже есть своя толика. У Белоруссии имеются машиностроительные активы, связанные с военно-промышленным комплексом. Есть, правда, аспект: там интенсивно действовали китайцы и кое-что прикупили», – гласит Симонов. Но даже если в Белоруссии получится отыскать нечто, увлекательное для русского бизнеса, все будет упираться в вопросец о легитимности работающего управления страны. «Вот добьет Лукашенко белорусская «улица», придет к власти условная Тихановская. Где гарантия, что не будут поставлены под колебание сделки, заключенные не общепризнанным Западом президентом страны?» – гласит Симонов.
Как выразился Тэвдой-Бурмули, Лукашенко становится «аналогичен главам Южной Осетии и Абхазии». Одно уже это делает маловероятным создание одного страны Рф и Белоруссии. Такое образование просто не будет международно признано. Вообщем, по воззрению Тэвдой-Бурмули, углублению интеграции 2-ух государств будет мешать сначала позиция самих белорусов, протестующих против Лукашенко. Объединение со государством, объятой волнениями, в Кремле посчитают небезопасным.
«Наша родина меньше заинтересована в прямом поглощении Белоруссии. К слову, это отлично показала крайняя встреча Путина и Лукашенко в Сочи, где политические процессы не дискуссировались, а дискуссировалась лишь экономика», – гласит Тэвдой-Бурмули. Он также замечает, что Кремль не торопится поздравить Лукашенко с инаугурацией. Это, естественно, нехороший символ для белорусского фаворита. «Лукашенко не может вечно находиться в том статусе, в каком он находится на данный момент. Нужен некий конец. Без него Лукашенко – подвешенная политическая фигура», – заключает Тэвдой-Бурмули.
Источник: