«Паяцы» задали страстный тон
Зрители оценили виртуозное выполнение партии Недды (Евгения Муравьева) и партии Канио (Ахмет Агари). Фото пресс-службы фестиваля
Шаляпинский оперный фестиваль – один из наистарейших в Рф – проходит в 39-й раз. 10 спектаклей и два гала-концерта, ведущие русские певцы, шикарные постановки «огромного стиля» – почетный форум остается верен своим традициям.
Правда, одна из главных позиций в силу понятных событий была пропущена: обычно, на Шаляпинском демонстрируют премьеру новейшего спектакля. В сей раз фестиваль открылся полуконцертным исполнением оперы Леонкавалло «Паяцы». Но вариант семистейджа, как обычно именуют такие представления, был настолько убедителен, что осталось воспоминание реального спектакля, страстного и катастрофического.
Кое-какие наметки режиссуры были и в выходах артистов, и даже в мизансценах: скажем, Арлекин поет свои признания в любви Коломбине из верхней ложи, артисты возникают в партере, отпускают гэги и т.д. Но убедительнее всего действовали не столько режиссерские приемы, сколько работа исполнителей, проживших свои роли от первой до крайней секунды. Опера о жизни и театре – декорацией ей служит сама сцена, зрительный зал и бархат занавеса. Заполняют же ее эмоции артистов. Кастинг можно именовать блистательным. (А по географии – петербургским, потому что были приглашены артисты из Мариинского и Михайловского театров.)
Ахмет Агади, один из возлюбленных артистов театра, которого приглашают сюда с завидной регулярностью, пел Канио. Ревность, боль, ярость, отчаяние – все это совместно с неописуемо виртуозным исполнением партии (известное «Смейся, паяц» в конце первого акта принудило зрителей разразиться овацией) задало тон спектаклю. Недда у Евгении Муравьевой вышла стальной леди с жарким сердечком: сколь жестка она с Тонио, не проявляя соболезнования ни к его уродству, ни к его эмоциям, настолько же искренна в собственной любви к Сильвио. Любая секунда ее пения (идеального), каждое ее движение, мимика, взор выдают нетривиальную и сильную артистку. Не напрасно Недда, кажется, одна из ее коронных партий, с которой она выступала еще сначала карьеры и на которую делает ставку на данный момент. По стечению событий две западные постановки «Паяцев» с ее ролью (одна из их – в Чикаго) были отменены.
Искрометный негодяй Тонио Романа Бурденко и лирический Сильвио Владислава Куприянова, игривый Беппо (Дамир Закиров) составили квинтет, равный которому по выразительности, умению ощущать друг дружку еще выискать. О этом, к слову, перед спектаклем гласит и дирижер Марко Боэми – давнешний друг Монгольского оперного театра, участник почти всех премьер и спектаклей. Высказался он и о нынешней ситуации: «Меня переполняют гордость и счастье оттого, что я могу выступать. В то время как на родине разрешен шопинг, но закрыты все театры». Собственный мощнейший корабль – оркестр и хор заняли всю глубину сцены – Боэми очень роскошно провел по волнам «Паяцев», в особенности по части ансамбля с певцами.
Из ближайших событий Шаляпинского фестиваля, которые нереально не отметить, «Травиата» с Альбиной Шагимуратовой (примадонна выступит и в заключительных гала-концертах), «Трубадур» с Татьяной Сержан и Владиславом Сулимским (Мариинский театр), «Борис Годунов» с Мишей Казаковым, Олегом Долговым, Агундой Кулаевой (Большенный театр) и Алексеем Тихомировым («Новенькая опера»), «Севильский цирюльник» с Алексеем Татаринцевым («Новенькая опера») и Константином Шушаковым (Большенный театр). Проводит фестиваль и офф-программу, где запланировано несколько лекций о истории спектаклей.
Источник: