Писатель без читателя – как людоед на необитаемом полуострове
Мария Залесская: «К собственной книжке о Вагнере я шла 15 лет». Монумент Вагнеру в городке Байройт (Германия). Фото Романа Берченко
Книжка Марии Залесской «Вагнер» вызвала большенный энтузиазм в Рф и в Германии. С Марией ЗАЛЕССКОЙ поговорила Виктория БАЛАШОВА.
– Мария Кирилловна, ваши книжки в главном посвящены музыке и Германии, чему, как я понимаю, очень содействовало приобретенное образование. А почему выбор пал конкретно на это учебное заведение? Любовь к предметам ваших исследовательских работ зародилась еще в детстве?
– Я весьма признательна собственной alma mater; у меня были красивые преподаватели. Маленький им поклон! А почему конкретно ГМПИ им. Ипполитова-Иванова? Так сложилась жизнь. Я занималась при всем этом учебном заведении на предварительных курсах, потом поступила в училище. Последующим шагом стал институт. Учась на певческом отделении, я весьма увлеклась музыкальной литературой. Еще будучи студенткой, начала писать. Равномерно писательский труд стал главным. Хотя я и попреподавать успела! А вот с Германией история отдельная. С ранешнего юношества помню совершенно недетские книжки, которые стояли на знатном месте в домашней библиотеке: «Кант», «Гегель», «Шеллинг»… Эти тома написаны философом-германистом Арсением Владимировичем Гулыгой, дядей моего отца, художника Кирилла Мордовина. Конкретно Арсений Владимирович произнес мне в один прекрасный момент (я была еще совершенно девчонкой): «Ты обязана писать и заниматься Германией!» Я выполнила этот завет: в известной серии «ЖЗЛ» вышли мои книжки «Вагнер», «Ференц Лист» и «Людвиг II». Сейчас я не только лишь создатель, но к тому же заместитель головного редактора издательства «Юная гвардия», где в свое время издавался Гулыга. Повторю – так «закольцевалась» жизнь!
– Как возникла ваша 1-ая книжка? Некие молвят, что толчок к написанию книжки дается выше. Пришло выше либо методом наиболее оптимальным? И с что вы начали – с художественного произведения либо с публицистики?
– К собственной книжке о Вагнере я шла 15 лет. Начав серьезно интересоваться сиим композитором еще в институте, потом я продолжила свои изыскания. Критичная масса скопленного материала в один прекрасный момент просто принудила меня взяться за книжку. Выше кое-что тоже приходило. Но это весьма личное. Строго говоря, биография Вагнера – не 1-ая моя книжка. Но 1-ая из тех, что я считаю, выскажемся так, реальными. Выходит, что я начала с нон-фикшен.
– Кого вы считаете своими учителями в литературе? Есть ли вам непреложные авторитеты – писатели либо поэты, чей талант вы никогда не поставите под колебание?
– Почти во всем учителем в литературе был для меня мой супруг, историк Константин Залесский. К слову, он тоже спец по истории Германии. Лишь военной, а не «музыкальной». Что касается авторитетов, то себе я бы этот вопросец определила по-другому. Помните расхожую фразу: «голосуй сердечком»? В литературе я как раз постоянно «голосую сердечком». Не авторитет, а возлюбленный, старенькый хороший друг, книжку которого почаще других кладу под подушечку, перечитывая не один раз. Мне подфартило! Таковых «литературных друзей» у меня много – и поэтов, и писателей – и количество их лишь вырастает. Никого непосредственно именовать не буду, вдруг другие обидятся? Наилучший отдых для меня – чтение. Понимаете комфортное правило «6 К»? «Камин, кресло, кофе, кот, книжка и клетчатый плед». Кот в моем случае заменяется псом. А так все в точку!
– Бывает, писатель снисходительно относится к читателю, к его уровню – дескать, читают сегодня все попорядку и не плохая литература в загоне. Как для вас нужен читатель – его отзывы, комменты, вопросцы?
– Ну, писатель без читателя – это как людоед на необитаемом полуострове! Если кто-то из писателей гласит, что читатель ему не нужен, то совершенно точно хитрит. Тогда можно просто писать в стол; для чего же издавать? Если писатель принес свою книжку в издательство, то он априори желает, чтоб ее прочло как можно больше людей. Естественно, посреди их люди полностью различные. Кто-то наиболее благожелателен, кто-то наименее – ну и что? Я весьма люблю разговаривать с читателями. Это ведь так любопытно! Можно выяснить что-то новое, отыскать близких по духу людей, с кем-то от всего сердца поспорить. (Оставим за бортом тех, кто только самоутверждается за счет создателя, стараясь сказать мерзость просто ради мерзости.) Вы гласите, не плохая литература в загоне? Давайте честно! Вся книжная ветвь в загоне. Гос поддержки у нее фактически нет. Вот, например, в Германии льготное налогообложение у аптек и книжных магазинов. И там заместо бутиков и гипермаркетов открываются книжные магазины. А у нас? Как досадно бы это не звучало, все происходит с точностью до напротив…
– Как вы выбираете героев для написания биографий? Вы их всех любите либо этот фактор не является решающим?
– В собственной издательской деятельности (а «Юная гвардия» в главном занимается конкретно биографиями) я сталкивалась с примерами создателей, которые приходят в издательство и молвят: «Скажите, кто для вас нужен, а уж я напишу! Хоть биографию Цезаря, хоть Анны Павловой, хоть… да хоть кого!» С таковыми «биографами» мы не сотрудничаем. Мне кажется – это мое личное мировоззрение, – реальный биограф тот, кто издержал не один год своей жизни на пробы осознать жизнь другого человека. Этот «иной» становится частью тебя самого. Ведь чтоб осознать, а не сочинить от себя настоящую мотивацию героя, необходимо глядеть на мир его очами! А любовь… В которой-то точке места и времени встречаются герой и его биограф… Это как в домашней жизни. Они могут «сосуществовать» длительно и счастливо, а могут «не сойтись нравами». Что касается лично меня, то, пожалуй, не я выбирала персонажа, а персонаж меня. Разъяснить правильно не могу. Как не могу сказать, кто возлюбленный: все они были, а сейчас уже и остаются практически членами моей семьи.
– Когда вы пишете биографию «восхитительной личности», это детектив, клубок, который предстоит распутать, либо в голове уже есть ясная картина происходившего? Нередко ли во время написания раскрывается что-то новое, нежданное?
– Практически постоянно! Для того и пишется новенькая книжка, чтоб открыть что-то новое – простите за тавтологию. Так что, естественно, это детектив со почти всеми неведомыми! Даже структура книжки в процессе написания может изменяться. А уж содержание… Бывает, находишь всего только один какой-либо малюсенький фактик, и он в итоге переворачивает на 180 градусов ранее выстроенную теорию. К слову, работа над биографией Людвига II перевоплотился в истинное историческое расследование!
– Не так давно я выяснила, что вы пишете рассказы, где главными героями являются собаки. Как пришла эта мысль?
– Я пару лет сотрудничала с журнальчиком «Мир собак» под псевдонимом Лана Мациевская. Писала недлинные рассказы про собак. Превосходный был журнальчик, весьма жалко, что он закрылся. … Но собаки уже заняли в моей жизни весьма крепкое пространство. В 2014 году вышел мой 1-ый сборник собачьих рассказов под заглавием «Хвост судьбы». С того времени и не могу тормознуть: все пишу да пишу, душой отдыхаю, сочиняя про какого-либо еще одного Бобика. У меня единственный неуязвимый принцип – рассказ должен быть в неотклонимом порядке положительным. Никаких слез! Их нам и в жизни хватает. А помогает мне моя «хвостатая муза» – мопс Трюфель. У него даже своя страница в Instagram есть в отличие от хозяйки. Величавый германский комик, живописец и писатель Лорио гласил: «Жизнь без мопса вероятна, но глупа». Это практически обо мне!
– К слову, я увидела, вы не весьма активны в соц сетях. Это сознательный выбор либо нехватка времени?
– И то, и другое. Времени не хватает чертовски. Плюс я полностью не интернетный человек. Совершенно точно предпочитаю живое общение. Социальные сети иногда даже раздражают, как некий заменитель. Ну, согласитесь! Что это? У тебя, например, тыща «друзей», 990 из которых ты в глаза не лицезрел!
– Что вы думаете о упадке современной литературы, о котором настолько не мало молвят? Так ли близок конец картонной книжки, как считают пессимисты? Вы лично предпочитаете читать электронку либо картонный вариант?
– Каждой исторической эре – каждой! – характерно декларировать погибель искусства, литературы. Литература и искусство – отражение времени, в каком мы живем. Очевидное выражение, но ведь так оно и есть! Кризис литературы, гласите? Означает, кризис в головах – немножко дополним доктора Преображенского. А поменяемся мы – обменяется и литература. Да и на данный момент, сразу со всем сиим несчастным кризисом, создаются красивые произведения. При этом в различных жанрах. Обожаю прозу Валентина Курбатова, Евгения Водолазкина. И сразу получаю большущее наслаждение от детективов Лены Михалковой. Ну и сама книжка никуда не денется, это мое глубочайшее убеждение. Помните кинофильм «Москва слезам не верует»? «И ничего не будет, одно сплошное телевидение!» Сейчас молвят: «одна сплошная электронка». Вот подождите еще пару лет. Для вас докторы произнесут и обоснуют, что читать с ридеров, я уж не говорю про экраны телефонов, – вредоносно. К слову, даже неумолимая статистика указывает, что люди стали назад поворачиваться в сторону картонной книжки. Как редактор и создатель отмечу: один и этот же текст в электрическом виде и в картонном воспринимается по-разному. Лично я голосую за бумажную книжку!
– На ежедневной жизни как-то сказывается то, что вы писатель? Никогда не хотелось уехать, как Лев Толстой, в глушь и писать вдалеке от суеты? Как относится семья к вашему творчеству?
– В теории уехать в глушь охото повсевременно. Люблю длительно бродить по лесу. Грибы – совершенно моя страсть неодолимая! Но у меня же двойная жизнь, даже тройная: работа в издательстве, писание книжек и журналистика (ведь я, оправдывая свое музыкальное образование, к тому же статьи пишу в газеты и журнальчики; вот таковая я многостаночница!). Потому одна часть моей души – писательская – хочет тишины и деревенского уединения. А «издатель с журналистом» требуют находиться на городской передовой, в гуще событий в литературном и музыкальном мире. Как раз семья-то и помогает удержать баланс. Супруг и отпрыск поддерживают, соображают и требуют собственной толики внимания и заботы. Ой, я же еще про музу-Трюфеля непростительно забыла! И почему в сутках не 48 часов!!!
– Творческие планы вы держите в секрете либо сможете поделиться с читателями газеты?
– Стараюсь всеми силами биться со всякими суевериями, но пока что они посильнее меня. Потому давайте сохраним некоторую интригу. Дай бог, продолжение следует…
Источник: