Скоро главными тьюторами в школе станут детки
«Научишься сам, когда поучишь другого». На этом принципе работают все детские кружки. Фото РИА Анонсы
«Я их перевоспитываю, а они меня», – произнесла учительница Надя Шевелева Супруге Лукашину о собственных бездельниках в известной кинокомедии Эльдара Рязанова. Учат друг дружку. Строят межпоколенческий диалог, сотрудничают. За 10 лет до выхода манифеста «Педагогика сотрудничества» (1986 год)!
Понятно, что если учитель не связан по рукам и ногам отчетами, сам для себя голова на уроке и не мнит себя властителем дум, врубается мощнейший механизм взаимообучения людей. «Сотрудничество антиподов» по мотивам методики Эндрю Белла и Джозефа Ланкастера, которой увлекались еще Пущин с Кюхельбекером. О этом есть и у Грибоедова: «С мозга сойдешь от этих, от одних (…) ланкартачных обоюдных обучений».
И вот уже в наши деньки представители одноименного тьюторского движения провозглашают: «Обучая остальных, обучаешься сам. Обоюдное обучение – кюхельбекерно!» Вот и российский и классик психологии Лев Выготский отмечал в одном из произведений: «Научишься сам, когда поучишь другого». На этом принципе, меж иным, наиболее либо наименее работали все детские клубы Русского Союза. Потаенно либо очевидно.
В 2015 году я был гостем академика Русской академии образования Миши Щетинина, 1-го из создателей манифеста «Педагогика сотрудничества», – в его именитом лицее под Геленджиком. Миша Петрович был занят и, гуляя по местности школы в ожидании аудиенции, я набрел на стоявшую домом швейную студию. Тут шили удивительные концертные костюмчики. Делали их сами танцоры из лицейского ансамбля «Колокола Рф», в мастерской под управлением Иры Николаевны Демченко. Она посиживала за машиной и, удивленно вскинув брови, растолковала мне, как ребенку: «Очевидно, у нас взаимообучение. Мы учим деток чему-то практическому, а они нам подвозят отовсюду новейшие ткани, материалы, технологии. Мы ведь здесь тоже не универсалы…»
Как досадно бы это не звучало, но, кажется, это был крайний детский кружок взаимообучения, который мне подфартило узреть в нашей стране. В остальных, иноземных краях такового чуда для подростков сроду не было и нет: ни кройки, ни шитья. Там «очумелые» классы не приняты, нету на их спроса. Зато у нас на замену сиим свободным ученическим «приятельствам» пришли монументальные кванториумы и технопарки, вытеснив из подростковой жизни самое обычное и нужное ребенку состояние – растворенности в другом, счастье высказывать себя и осознавать товарища, разделять свои проекты и умения на всю команду…
Но что уж совершенно любопытно: с телевизионной Надей Шевелевой насчет эффективности встречных действий в педагогике заочно согласен и А.С. Пушкин. Наиболее того, поэт считал, что основным воспитателем на поле обучения (лучше сказать, взаимообучения) является ребенок, а не преподаватель. Вспомяните опять школьную программку. Уже на 2-ой страничке «Капитанской дочки» 10-летний Петя Гринев выучил учителя французского языка monsieu Бопре кое-как болтать по-русски. «Мы тотчас поладили», – веселится основной герой повести Пушкина.
Смотрите, для наших воспитанников школа – это забава, радостная сделка («ты мне – я для тебя»), ловкий обмен нажитым опытом. Что это – литературный вымысел? Исключение? Да нет же, это правило практически без исключений!
Но, пожалуй, наиболее всего детки учат нас терпению и мужеству.
Ребенок – самый мужественный человек на Земле. Он делает два тяжелейших дела мира. А конкретно: 1) изо денька в денек поддерживает нас, взрослых учителей, входя по муниципальному расписанию в класс, где мы работаем по федеральному, самим нам не весьма понятному эталону (ФГОС); 2) терпит так же безропотно нашу (и рукописную, и устную, и, если разобраться, тоже муниципальную) оценку.
С января 2021 года в нескольких территориях детки опосля карантина снова возвратились в школу. Из незапятнанного любопытства заглянул на веб-сайт Министерства образования одной из их. Расписание уроков – латка на заплате. В ноябре 2019-го в 478 школах региона ведомство высчитало 246 вакансий, а в феврале 2020 года – 297. Нарастающим спросом в данной для нас республике пользуются учителя британского языка и всех четких наук, российской словесности, технологии, физкультуры… Плюс воспитатели, тьюторы, педиатры, логопеды, без которых ФГОС просто растает в воздухе. Но – тишь. Обходимся без «излишнего». А основное, ребенок как будто всего этого не лицезреет. Нам он прощает авансом все грехи: прогуливается не зная куда, учит неизвестно что. Вот он, наш основной донор! И энергетический, и нравственный!
А быть может, все-же приостановить централизованную передачу ФГОСов в головы деток средством учителя, преобразованного в автопилота, и предоставить дело образования {живым} детским ульям? В конце концов, не только лишь низкие заработной платы преподавателей вызывают неприятие общества. Само воспоминание о подначальном детстве в классах омрачает разум выпускников педвузов, не желающих идти работать в школу. С иной стороны, веб уравнял способности учителя и ученика. Сейчас, когда все базисные сведения перешли в Гугл, мы и они становимся (потенциально) равноправными соавторами новейшей школы.
И, в конце концов, существует закон «движения к равенству познаний», открытый еще Львом Толстым (1863 год): люди тянутся к тем, кто понимает что-то поглубже, больше, увлекательнее. Дают им свои вопросцы, добиваются равенства познаний и перебегают к последующему эрудиту. Не случаем отряды в колониях у А.С. Макаренко были разновозрастными, как и классы в лицее у М.П. Щетинина. С ребятами старше и младше себя дружить увлекательнее.
Произнесут, пожалуй: создатель ломится в открытую дверь. Мы же постоянно так делали. На уровне мыслей направляли класс в разновозрастную студию, и пока начальство отвлекалось, творили потаенно, потихоньку от него. «Пока никто не лицезреет» – правило партизанской педагогики времен СССР, где лишь так и можно было воплотить себя. По сути все, что мы делаем исподтишка, только щекочет и расшатывает наши и детские нервишки. Кровь стынет: на данный момент войдет завуч и прикроет эту подпольную лавочку…
К слову, о незаконном личном бизнесе. Быстрее всего Надя Шевелева вкупе с 2-мя подругами из «Драматичности судьбы…» работала бы сейчас репетитором-почасовиком. Но лишь детки от нее опосля занятия не уходили бы, а, присоединяясь к предшествующим ученикам, заполняли комнату шумом, хохотом, общими проектами. Эта разновозрастная ветвь образования (назовем ее клубной) – самая многообещающая. Конкретно с нее и начнется новое общество.
Источник: