Следственный комитет инспектирует еще одного «старца»
На фото схиархимандрит Иоанникий (Ефименко). Фото из социальной сети
Опосля звучной истории с отлучением от церкви бывшего схиигумена Сергия Романова и возбуждением уголовных дел по фактам ожесточенного воззвания с детками в Среднеуральском монастыре Следственный комитет Рф (СКР) занялся проверкой деятельности еще 1-го старца – схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из Свято-Никольского храма села Чихачево Ивановской области. Председатель СКР Александр Бастрыкин брал это дело под личный контроль. Собственное расследование деятельности общины, возглавляемой клириком, проводят и в Кинешемской епархии РПЦ.
Предпосылкой внимания к схиархимандриту Иоанникию стал запрос депутата Гос думы РФ Евгения Марченко в Генпрокуратуру и СКР, который он сделал сначала октября. Народный избранник утверждает, что к нему обратилась жительница Ивановской области Екатерина Рыбина. Дама поведала, что несколько годов назад ее мама, увлеченная проповедями схиархимандрита Иоанникия, переехала жить в село Чихачево и скоро пропала. Отыскали даму спустя некое время в Нижнем Новгороде. По утверждению паломницы, ее вывезли туда по «благословению» старца, заставляли тяжело работать, реализовать квартиру, ограничивали свободу. Наиболее того, она была не единственной пострадавшей, утверждает депутат: «Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать собственных родных домой, страшатся обращаться в правоохранительные органы». Опосля этого стали появляться и остальные свидетельства издевательств над верующими со стороны схимника и его сторонников.
«По любому из воззваний, в каких заявители докладывали о том, что их родственники либо близкие люди поселились в общине села Чихачево, проводилась выездная проверка епархиальной комиссией. В истинное время расследование обстановки, сложившейся на приходе Никольского храма, ведется епархиальными комиссиями под конкретным контролем епископа Кинешемского и Палехского Илариона (Кайгородцева)», – говорится на веб-сайте Ивановской митрополии, к которой приписаны и проблемный «старец», и его храм.
Председатель отдела митрополии по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ протоиерей Андрей Ефанов 16 октября объяснил журналистам, что в крайнее время схиархимандрит Иоанникий находится в состоянии «уже практически полного разрыва с епархиальным архиереем, не посещает богослужения с его ролью и сам их не совершает, не бывает на постоянной исповеди духовенства». «Все идет к тому, что человек отходит все далее от РПЦ. Это постепенный процесс. Не то чтоб он порвал с церковью. Он поминает патриарха, поминает епархиального архиерея, но по духу его состояние все поближе и поближе конкретно к сектантскому».
Ефанов признал, что ситуация на приходе оценивается как «больная»: «Там идет – психическое, естественно, не физическое – принуждение к тому, чтоб оставаться в данной нам общине, принуждение к значимым пожертвованиям. На физическом уровне там никого не держат. Но людям молвят, что вы больны смертельной заболеванием, и если вы отсюда уедете, то обязательно умрете – а вот тут, в общине схиархимандрита Иоанникия, вы сможете вылечиться от заболевания». Так как «ранее на общину поступали только единичные жалобы», то «заниматься более интенсивно» ею стали только на данный момент, когда «ситуация быстро развивается в направлении сектантского раскола».
Борьба за Иоанникия долгие годы шла на православных форумах и в соцсетях, тогда как официальные представители РПЦ предпочитали на публике в нее не вмешиваться. Только 6 годов назад на веб-сайте Ивановской митрополии возникло маленькое сообщение о том, что верующим «не благословляется» паломничество к схиархимандриту. Но 30 сентября 2016 года митрополит Иларион (Китайгородцев) сделал литургию в Никольском храме села Чихачево, и сослужал ему Иоанникий. Нужно отметить, что клирик до сего времени не запрещен в служении.
«Община Иоанникия имеет все атрибуты секты, – заявил «НГР» доктор Столичного муниципального лингвистического института Роман Силантьев. – До этого всего это наличие лжестарца, конспирология, принуждение к рабскому труду, мошенничество, лжецелительство и т.д. Другое дело, что методика борьбы с таковыми общинами была наработана совершенно не так давно, а схожих сект за крайние годы возникло достаточно много – несколько 10-ов. Они все обожают изгонять бесов и принимать схиму. Но в отличие от сект Сергия Романова либо Рафаила Берестова община Ефименко предпочитает не вступать в прямую конфронтацию со священноначалием, ей принципиально сохранить некоторый вид благопристойности и оставаться в лоне церкви. Ведь у нас сначала наказывают тех, кто заявляет открытую войну священноначалию». Эксперт увидел, что община Иоанникия существует около 20 лет и на местном епархиальном уровне с ней в свое время даже пробовали биться. «Архиереи Ивановской области никогда не опровергали данной нам трудности и пробовали ее разрешить без помощи других. Но сил не хватило, и быстрее всего они рады, что данной нам общиной наконец заинтересовались правоохранительные органы. Надеюсь, что сегодняшние проверки СКР – не единичный вариант, а тенденция», – заключил Силантьев.
То, что проверка деятельности Иоанникия проводится лишь на данный момент, полностью объяснимо, считает управляющий Центра исследования религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Зачинателем кампании против православных старцев выступают органы власти и органы правопорядка, – произнес «НГР» религиовед. – Таковым образом они пробуют очистить Русскую православную церковь от экстремистских очагов и сиим показать свою цивилизаторскую роль по отношению к православию в Рф. Схожая политика вмешательства силовых органов в религиозную жизнь началась во время пандемии, когда оказалось, что, исходя из убеждений представителей власти, церковники показывали асоциальное поведение. Потому у представителей власти и силовых структур возникло рвение поставить церковь в определенные рамки. При всем этом сами эти рамки пока лишь определяются». Эксперт также увидел, что РПЦ подобные проверки не очень прибыльны. «Неувязка духовных старцев была постоянно, – отметил он. – Это явление, которое недозволено побороть. Если таковых старцев в церковной жизни совершенно не будет, это станет показателем оскудения религиозной жизни и духовного рвения. Там, где духовное рвение, случаются и духовные перегибы. Потому в РПЦ мирились с такового рода явлениями, считая, что если старцы будут более-менее управляемы, то в их наличии нет ничего ужасного».
Источник: