Чрезвычайный вред природе будут снижать штрафами
Стоимость мероприятий по ликвидации последствий трагедии в Норильске может превысить 10 миллиардов руб. Фото Reuters
В пн Росприродназдор планирует обнародовать полные результаты проверки трагедии в Норильске. Минприроды готовится поменять законодательство и выступает за повышение штрафов. Но пока, невзирая на прошедшее ужесточение ответственности и рекордное количество случаев высочайшего и экстремально высочайшего загрязнения, общая сумма экологических штрафов в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) «не дотянула до млрд, это в 100 с излишним раз меньше, чем годичные штрафы автомобилистов», узнала FinExpertiza. Важнее не размер штрафа, а неотвратимость наказания. Но, как считают специалисты, создается воспоминание, что до появления чрезвычайной ситуации и бюрократы, и лоббисты сохраняют статус-кво.
В пн, 6 июля, должны стать известны полные результаты проверки трагедии в Норильске. Их планирует обнародовать Росприроднадзор. В конце мая на местности ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании в итоге просадки бетонной площадки и разрушения резервуара разлилось наиболее 21 тыс. т нефтепродуктов на 180 тыс. кв. м грунта и в водоемы, передавали информагентства.
«Масштаб трагедии серьезно оцениваю. Не только лишь для местных обитателей, да и для всей страны это не попросту форсмажорная ситуация, а неудача. Нанесен суровый вред неповторимой природе, нарушен уклад жизни коренных народов, которые ведут в этих местах охотничий и рыболовный промысел», – сказал министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. На данный момент разлив дизельного горючего в Норильске локализован, сейчас предстоит работа по рекультивации земель, восстановлению аква экосистем, уточнил Интерфаксу министр.
Ранее, сначала июня, президент «Норникеля» Владимир Потанин оценивал мероприятия, связанные с устранением последствий трагедии в Норильске, в 10 миллиардов руб. и наиболее – без учета штрафов. Потом, в конце июня, Потанин уточнил, что «на нынешний денек профинансировано около 5 миллиардов руб.». «И в предстоящем мы… будем финансировать это, ни 1-го экономного рубля потрачено не будет», – пояснял он на совещании с главой страны Владимиром Путиным. Также компания проводит внеплановую ревизию объектов, в том числе вместе с Ростехнадзором. «Выделены на это доп средства: в этом году планируем освоить 2,5 миллиардов руб. И на последующий год – еще 11 миллиардов», – уточнял предприниматель.
На фоне этих событий Минприроды подготовило предложения по изменению законодательства в части установления новейших требований для организаций, осуществляющих деятельность по обороту нефти и нефтепродуктов, также о усилении ответственности за их нарушение.
«Уверен, ответственность за экологические правонарушения обязана быть усилена, в особенности когда идет речь о Арктике. На данный момент штрафы, установленные Кодексом административных правонарушений за причинение вреда окружающей среде, довольно низкие.
Санкции за нарушения экологического законодательства должны быть усилены, а штрафы – увеличены», – заявил Кобылкин.
Меж тем, как докладывают спецы аналитической службы интернациональной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в прошедшем году, «невзирая на ужесточение ответственности для нарушителей, общая сумма экологических штрафов не дотянула до млрд, составив 975 млн руб. – это в 100 с излишним раз меньше, чем, к примеру, годичные штрафы автомобилистов».
«Как надо из судебной статистики, более всераспространенной карательной мерой для эконарушителей остается административный штраф (наиболее 90% посреди всех наказаний). Существенно больший вред предприятию может нанести приостановка деятельности – но эта мера применяется изредка. И если для малых компаний валютные санкции могут быть очень обременительны, то большие производства, загрязняющие окружающую среду, почти всегда выплачивают штрафы, несопоставимые как с нанесенным уроном природе, так и с размерами собственных оборотов», – пояснили исследователи.
По их уточнению, ситуация не достаточно поменялась и «опосля того, как в 2019 году был повышен размер вещественной ответственности для юридических и физических лиц за вред окружающей среде». За нарушения в области охраны природы в 2019 году были наказаны около 59,3 тыс. компаний и физических лиц, «это самый маленький показатель за 3-х летний период», уточнили исследователи.
Большая часть штрафов, по их данным, «не связана конкретно с загрязнением окружающей среды: лидируют нарушение регламента деятельности во внутренних водах, нелегальная рубка, также нарушение правил использования объектами звериного мира и правил добычи аква ресурсов».
При всем этом на фоне сокращения наказаний за вред природе «в 2019 году записанно рекордное за 5 лет число случаев высочайшего и экстремально высочайшего загрязнения атмосферного воздуха и аква объектов – за год гидрометеорологической службой зафиксировано практически 3,2 тыс. таковых инцидентов», добавили создатели обзора.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 25.05.20), в этом году страна установила антирекорд по загрязнению воздуха. Итоги января–марта стали худшими квартальными показателями с 2015 года – даже с учетом отопительного сезона. За 1-ый квартал 2020-го было зафиксировано 44 варианта высочайшего загрязнения воздуха, что на 57% превосходит количество существенных выбросов в атмосферу за аналогичный период 2019 года, сказала FinExpertiza со ссылкой на официальные данные.
Положительной же новостью первого квартала было то, что число случаев высочайшего и экстремально высочайшего загрязнения воды свалилось в среднем на 30% в первом квартале, хотя сам перечень аква объектов, пострадавших от экстремально высочайшего загрязнения, все равно смотрится впечатляющим. И сейчас эта ситуация, разумеется, ухудшится.
Имеющееся законодательство имеет ряд недостатков, которые не разрешают понизить загрязнение окружающей среды. Оно экономически не мотивирует компании инвестировать в лучшие технологии», – считает проектный директор Русского отделения Greenpeace Владимир Чупров. Как он объяснил «НГ», причина такового положения «лежит в политике правительства, которое ориентирует законодательство на щадящее отношение к хозяйствующим субъектам, а надзорные органы – на минимизацию экологического контроля». «У управления страны есть предположение, что если убрать экологические барьеры, то бизнес будет развиваться резвее и лучше. Но опыт крайних 20 лет показал, что это не сработало», – отметил Чупров.
По его воззрению, время от времени бюрократы могут даже «закрыть глаза на экологические нарушения больших налогоплательщиков и получить взамен приклнного налогоплательщика в лице этого большого бизнеса» – по последней мере до того времени, пока ситуация совсем не выйдет из-под контроля.
Большой бизнес, невзирая на обвинения в его адресок по поводу отходов, ранее докладывал о опасениях, что экологическая повестка может стать поводом для спекуляций и что борьба с климатическими переменами превзойдет цели по росту экономики. «Невзирая на то что мы на данный момент озабочены больше неуввязками атмосферного климата, не хотелось бы, чтоб климат оказался единственной целью устойчивого развития, ради которой мы работаем», – гласил, к примеру, президент Русского союза промышленников и бизнесменов Александр Шохин на форуме «Общее будущее», посвященном целям устойчивого развития.
«Необходимо осознавать, что штрафы – лишь часть экономической истории, описывающей дела компании и природной среды, – продолжил Чупров. – Еще есть платежи за использование ресурсами, есть компенсация нанесенного вреда (то, что идет сверх установленных платежей) и есть штрафы – если нарушено законодательство в части сокрытия инфы о экологическом правонарушении либо невыполнении предписания органа экологического надзора». «Если и подымать ставки, то подымать необходимо все: и платежи, и компенсационные вещи, и штрафы», – считает эколог.
«Система штрафов не дифференцируется зависимо от того, какое юридическое лицо нарушило закон. Потому и тяжело гласить в целом о эффективности штрафов. Кому-то легче заплатить, при этом неоднократно, чем выполнить требования законодательства, а кого-либо единократное незначимое нарушение может привести к разорению. А для свойства окружающей среды это не будет иметь никакого значения», – отметила директор по экономическим и правовым вопросцам охраны природы WWF Рф Екатерина Хмелева. Но, по ее словам, ответственность за нарушение экологического законодательства быть может не только лишь административная: «Компенсация вреда окружающей среде, другими словами гражданско-правовая ответственность – наиболее принципиальная часть. И нужно большее внимание уделять конкретно этому».
«Большие компании работают в большей степени на древнем русском оборудовании, которое к 2020 году устарело и на техническом уровне, и морально. Чем далее, тем больше сбоев это оборудование будет давать, – считает президент некоммерческой организации «Право на защиту» Андрей Тютюнин. – Правительство обязано провоцировать компании модернизировать оборудование».
«Ранее экология не была предметом таковой полной гос политики и контроля. С одной стороны, пока не пригрозишь большим штрафом, конфигураций не случится. Разом взять и поменять постсоветские производства – не хватит никаких средств. С иной стороны, штраф – это всего только последствие, которое никак не предутверждает катастрофы. При всем этом со стороны госорганов не изготовлено ничего, чтоб не приходилось потом использовать санкции и устранить последствия аварий», – считает зампредкомитета «Деловой Рф» по переработке отходов Наталья Беляева.
По воззрению Тютюнина, повышение штрафов за нарушения, приведшие к экологическим катастрофам, – это в теории нужная мера, «но не считая нее нужно обеспечить неотвратимость наказания и добросовестный подход к поиску виноватых». Член президиума «Опоры Рф» Ира Капитанова показывает на коррупционную составляющую. «Первоочередная задачка – борьба с коррупцией, – соглашается Тютюнин. – В критериях, когда строгость русского закона нивелируется необязательностью его выполнения, увеличение штрафов приведет только к повышению сумм взяток».
Регулирование, в базу которого заложены лишь карательные механизмы, работать не будет, добавляет Беляева. По ее словам, необходимо предоставлять мягенькие условия при твердом контроле.
Источник: